Цветоделение любого много- цветного издательского оригинала производится при его съемке через соответствующие выделяемым краскам светофильтры на специальных репродукционных фотоаппаратах, на электронных цветоделителях-цветокорректорах или с помощью компь- ютерных систем. В конечном итоге при цветоделении получают четыре диапозитива, которые соответствуют выделяемым краскам на всех участ- ках изображения, т.е. на диапозитиве, соответствующем, например, голу- бой краске, непрозрачные растровые элементы под воздействием потока света, разделенного с помощью специальной сетки — растра — на отдель- ные мелкие лучи, получатся на всех участках, где есть голубой цвет в чи- стом виде (например, голубое небо) или где он в сочетании с другими цве- тами образует зеленый (голубой + желтый), синий (голубой + пурпурный) цвета. Четвертый диапозитив — черная краска (контур). Вне зависимости от способа печати и конструкции машины каждая краска печатается с отдельной печатной формы. Получение в процессе печатания одной краски на листе называется краскопрогоном (краскоот- тиском). Поэтому лист с отпечатанным в четыре краски с каждой стороны изображением соответствует восьми краскопрогонам. Цветоделенные фотоформы для каждой краски монтируют на специ- альной прозрачной основе таким образом, чтобы добиться их полного со- вмещения. Монтаж каждой цветоделенной фотоформы копируют под спе- циальным источником света на покрытую светочувствительным слоем формную пластину. Затем путем химической обработки превращают эту пластину в цветоделенную печатную форму. На формах имеются печатаю- щие элементы, соответствующие только какой-либо одной краске. Изображения каждого цвета одной репродукции последовательно пе- чатают с цветоделенных форм на один и тот же лист бумаги. В результате одноцветные изображения голубой, пурпурной, желтой и черной красок совмещаются на бумаге в одно многоцветное (многокрасочное) изобра- жение. Следует отметить, что технология печатания (скорость работы обору- дования, количество печатаемых за один прогон на печатной машине кра- сок, тип машины, характеристика печатной формы, вид печатной бумаги, последовательность наложения красок и пр.) в значительной мере опре- деляет требования к цветоделению. Цветоделение оригинала с помощью репродукционного фотоаппарата, электронной цветоделительной маши- ны или настольной издательской системы позволяет делать различные преобразования изображения в весьма широких пределах, т.е. изменять градации таким образом, чтобы оптимально компенсировать системати-212 ческие искажения, вызываемые конкретной технологией печатания и ма- териалами. Цветоделение не должно быть абстрактным. Оно должно возможно полно учитывать конкретную технологию печатания и систематические искажения изображения, возникающие в печатном процессе. Квалифицированные полиграфические предприятия, которые выпус- кают продукцию хорошего качества, обычно предпочитают получать от издателей оригиналы в виде слайдов, фотографий, рисунков и т.п. и затем самостоятельно выполнять цветоделение с учетом хорошо изученных осо- бенностей принятой на этих предприятиях технологии. Однако не всегда это рационально для издателей с позиций экономики. Обычно издатели предпочитают пользоваться услугами специализированных реп-роцентров, где стоимость цветоделения может быть ниже. В таких случаях очень полезно заранее знать, в какой типографии бу- дет печататься издание, и получить от этого предприятия необходимые сведения о систематических искажениях формного и печатного процес- сов. Эти сведения дадут возможность специалистам репроцентра настро- ить цветоделительную аппаратуру таким образом, чтобы компенсировать систематические искажения и получить наилучший результат при репро- дуцировании. Без учета систематических искажений технологического процесса и специфических особенностей, связанных с влиянием на конечный результат репродуцирования выбранной для издания бумаги, добиться удов- летворительного воспроизведения на полиграфическом оттиске изобра- жения, которое можно увидеть на мониторе, например, настольно-изда- тельской системы, практически невозможно. При этом зачастую издатели и операторы цветоделительных систем полагают, что результаты их хо- рошей работы были «загублены» в типографии, а типография утверждает (иногда не без основания), что с трудом «вытянула» в реальном печатном процессе полученные от заказчика фотоформы. Однако суть проблемы заключается в том, что сопоставляются два изо- бражения, полученных при разных способах синтеза цвета. Сложный че- тырехкрасочный (голубая, пурпурная, желтая, черная краски) автотипный (растровый) синтез цвета в полиграфическом процессе моделируется на экране монитора чисто аддитивным синтезом трех базовых цветов (крас- ного, зеленого, синего), создаваемых окрашенными световыми потоками. При этом некоторые цветовые зоны просто не совпадают друг с другом. Поэтому естественно желание издателя оценить до печатания качество цветоделения, понять, как будет выглядеть изображение на оттиске. С этой целью изготавливают так называемую цветопробу, которая представляет собой синтез цветоделенного изображения на материальном носителе. Здесь могут быть применены самые разные технологии, но вез- де для создания изображения стремятся использовать сублимационные красители, ксерографические порошки и пр., цветовые характеристики ко-213 торых более-менее соответствуют спектрам стандартизированных поли- графических красок. Однако даже весьма информативные цветопробы (Cromalin, AGFA Dry proof, 3M Match print) дают скорее представление о качестве цветоделения, но не могут служить точным эталоном при печата- нии продукции. Причем соответствие тиражной продукции цветопробе может быть более полным, если используется высококачественная мело- ванная бумага. Если же идет печать на так называемой «натуральной» оф- сетной бумаге без покрытия, разница между цветопробой и реальной про- дукцией может быть весьма значительной. По цветопробе можно судить о качестве цветоделения в целом, т.е. цве- топробу целесообразно использовать при необходимости выпуска изда- ния в кратчайшие сроки, при выпуске иллюстрированных журналов, рек- ламной продукции, детских книг. Чтобы составить наиболее точное представление о качестве цветоде- ления, целесообразно получить пробные оттиски с так называемых ори- гинальных печатных форм, на которые копируют цветоделенные диапози- тивы. Такие оттиски получают с помощью офсетных пробопечатных станков, чаще всего представляющих собой плоский стол-талер, на кото- ром закрепляется офсетная печатная форма с изображением, качество ко- торого нужно оценить по пробному оттиску. Обычно формат пробных (ори- гинальных) форм меньше, чем «машинных», с которых печатают тираж издания. На форму, закрепленную на талере, накатывается соответствующая ей краска, затем по ней прокатывается офсетный цилиндр, «забирает» кра- сочное изображение и передает его на бумагу, закрепленную на другом талере. Таким образом, сменяя формы и накатывая соответствующие им печатные краски, получаем совмещенное изображение — пробный оттиск В комплект пробных оттисков одного сюжета кроме совмещенного изоб- ражения входят так называемые шкальные оттиски, полученные первич- ными красками (голубой, пурпурной, желтой, черной) с каждой соответ- ствующей формы, а также так называемые бинарные наложения: попарные (например, голубая + пурпурная и желтая + черная) совмещения красок. Пробные оттиски позволяют оценить правильность выбранных при цветоделении оригинала режимов. В случае каких-либо недостатков, ко- торые приводят к необходимости корректуры изображения или его от- дельных участков на фотоформе, непосредственно на пробном оттиске делают соответствующие пометки. Далее с фотоформой работают рету- шер, оператор цветокорректора или фотограф. Издатель утверждает пробный оттиск к печати. Такой пробный оттиск является эталоном в момент приладки тиражной работы на офсетной пе- чатной машине. Таким образом, пробный оттиск как бы связывает допе- чатные стадии с печатанием тиража. Поэтому крайне важно, чтобы проб- ный оттиск реально соответствовал тому качеству, которое может быть получено в процессе тиражной печати. Это не просто: проба производит-214 ся там же, где и цветоделение, и организации (или специалисту), выполняю- щей цветоделение, хочется как можно лучше представить его результат в пробе. Чтобы искусственным образом «улучшить» результат не оптималь- ного цветоделения, при получении пробного оттиска обычно изменяют ба- ланс цвета, увеличивая подачу одной краски и уменьшая — другой. По- ясним это на примере. Предположим, воспроизводятся два слайда, на одном из которых снята «молодая» зелень майским утром в лесу, а на другом — залитый солнцем пляж с загорающими людьми. Вполне вероятно, что при репродуцирова- нии майского утра в лесу зелень получилась не «молодая», а немного по- жухлая, а при репродуцировании слайда с пляжем при нормальной сба- лансированной подаче красок не хватает желтого цвета, отчего пляж выглядит мрачным. Тогда при получении оттиска с майским утром про- бист может до минимума снизить подачу желтой краски и выше нормы прибавить голубую, а на оттиске с пляжем — наоборот: убрать до мини- мума голубую и прибавить желтую краску. Такие искусственно «скорректрованные» пробные оттиски могут зрительно восприниматься нормально, в соответствии с требованиями издателя. Однако в подавляющем большинстве случаев добиться такого же эффекта при печа- тании тиража в офсетной машине практически невозможно. Если оба сюжета попадут на один спуск (в один печатный лист), то печатник может добиться эффекта молодой зелени, только снизив подачу желтой краски, отчего помрач- неет солнечный день на пляже, и наоборот: увеличив подачу желтой краски и снизив подачу голубой, он может добиться солнечной погоды на пляже, но при этом превратить майское утро в августовский вечер. Чтобы воспрепятствовать искусственному нарушению баланса красок, технологические инструкции «Процессы офсетной печати» (М., 1982) пред- лагают по краю листа вдоль образующей цилиндра пробопечатного оф- сетного станка устанавливать сплошные полосы шириной до 100 мм всех красок триады (голубая, желтая, пурпурная) и черной. Даже без всяких приборов по этим полосам при беглом осмотре пробного оттиска можно проследить, равномерно ли подавалась каждая краска на оттиск: сюжетам на оттиске, полученным с увеличенной подачей какой-либо краски, будут соответствовать более плотные участки сплошной шкалы данной краски. При уменьшении подачи краски — наоборот: плотность участка шкалы уменьшится. Помимо этого, на пробные оттиски типографии следует устанавливать специальные шкалы оперативного контроля офсетного печатного процесса (ОКП-1), разработанные ВНИИ полиграфии. Не будем здесь разбирать принцип работы этих шкал, однако укажем, что специалист с их помощью может оценить качество оттиска, точность совмещения, передачу полуто- нов и другие показатели печатного процесса. Во всех случаях це- лесообразно, если вы сами не имеете достаточного опыта, воспользовать- ся услугами специалиста, хорошо разбирающегося в репродуцировании215 цветных изображений. Это может быть художественный редактор, инже- нер-технолог или другой профессионал, который хорошо знает возмож- ности цветоделения и печати и способен оценить пробный оттиск и пра- вильно обозначить необходимую цветную корректуру. Обязательность установки на монтаж пробного оттиска шкал ОКП-1 и сплошных полос каждого цвета, необходимых для достижения высокого качества пробы, следует оговорить специально при заключении договора с типографией, хотя полиграфические предприятия с высоким уровнем технологической культуры, как правило, ставят контрольные шкалы при печатании пробных оттисков. На пробных оттисках нужно внимательно оценить каждый сюжет. Под- писать к печати можно только те из них, которые удовлетворяют требованиям издателя. При этом необходимо иметь в виду, что пробные оттиски хороше- го качества не могут быть получены при низком качестве исходных слай- дов. Требования к издательским оригиналам изложены в гл. 5. Для получения пробных оттисков необходимы, кроме комплекта диа- позитивов, их монтажа, печатные формы для каждой краски и, наконец, печать на пробопечатном станке. Все это требует немалых затрат, которые целесообразны главным образом при выпуске высокохудожественной по- лиграфической продукции — книг и альбомов по изоискусству и т.п. При выпуске изданий высокого качества необходимо получить воз- можно большее соответствие пробного и тиражного оттисков, поэтому пробный оттиск выполняют обязательно на той же бумаге, на которой дол- жен быть напечатан тираж издания, и при порядке наложения красок, со- ответствующем печати тиража на офсетных машинах. Оценка качества пробного оттиска и его соответствия слайду будет точ- нее, если их просматривать в нормализованных условиях, не зависящих от освещения в издательстве, производственном отделе типографии или в цехе. Стандартные условия просмотра обеспечивают так называемые про- смотровые устройства. Издательство, в книгах которого постоянно поме- щаются цветные иллюстрации, должно позаботиться, чтобы специалист, оценивающий слайды и пробные оттиски, мог пользоваться просмотровым устройством. Это позволит избежать субъективных реакций на изменение условий освещения. Для обеспечения высокого качества тиража недостаточно выполнить все требования к получению пробных оттисков — многое зависит от кон- кретной технологии печатания и работы печатного оборудования. Приведем пример: одно из издательств заказало квалифицированному репро-центру цветоделение и пробу более полусотни слайдов для альбома «Вязание», не оговорив при этом, что тираж предполагается печатать на рулонной офсетной машине со скоростью 7 м/с (22 тыс. об./ч). Репроцентр представил высокого качества пробы со всех сюжетов, при- чем электронное цветоделение производилось по программам, соот- ветствующим условиям печатания на листовых офсетных машинах. Поми-216 мо этого, и бумага для пробных оттисков была иной, чем тиражная (боль- шей массы 1 м 2 , с повышенной белизной и гладкостью поверхности). В результате расхождение тиражных оттисков с пробными оказалось столь значительным, что пришлось заново записывать все слайды на элек- тронном цветоделителе-цветокорректоре по режимам, учитывающим ре- альные градационные изменения изображения в процессе высокоскоростной печати и реальные материалы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цветодвление, цветопроба, пробные оттиски» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»