ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Поліграфія » Енциклопедія книжкової справи

Цветодвление, цветопроба, пробные оттиски
Цветоделение любого много-
цветного издательского оригинала
производится при его съемке через
соответствующие выделяемым
краскам светофильтры на специальных репродукционных фотоаппаратах,
на электронных цветоделителях-цветокорректорах или с помощью компь-
ютерных систем. В конечном итоге при цветоделении получают четыре
диапозитива, которые соответствуют выделяемым краскам на всех участ-
ках изображения, т.е. на диапозитиве, соответствующем, например, голу-
бой краске, непрозрачные растровые элементы под воздействием потока
света, разделенного с помощью специальной сетки — растра — на отдель-
ные мелкие лучи, получатся на всех участках, где есть голубой цвет в чи-
стом виде (например, голубое небо) или где он в сочетании с другими цве-
тами образует зеленый (голубой + желтый), синий (голубой + пурпурный)
цвета. Четвертый диапозитив — черная краска (контур).
Вне зависимости от способа печати и конструкции машины каждая
краска печатается с отдельной печатной формы. Получение в процессе
печатания одной краски на листе называется краскопрогоном (краскоот-
тиском). Поэтому лист с отпечатанным в четыре краски с каждой стороны
изображением соответствует восьми краскопрогонам.
Цветоделенные фотоформы для каждой краски монтируют на специ-
альной прозрачной основе таким образом, чтобы добиться их полного со-
вмещения. Монтаж каждой цветоделенной фотоформы копируют под спе-
циальным источником света на покрытую светочувствительным слоем
формную пластину. Затем путем химической обработки превращают эту
пластину в цветоделенную печатную форму. На формах имеются печатаю-
щие элементы, соответствующие только какой-либо одной краске.
Изображения каждого цвета одной репродукции последовательно пе-
чатают с цветоделенных форм на один и тот же лист бумаги. В результате
одноцветные изображения голубой, пурпурной, желтой и черной красок
совмещаются на бумаге в одно многоцветное (многокрасочное) изобра-
жение.
Следует отметить, что технология печатания (скорость работы обору-
дования, количество печатаемых за один прогон на печатной машине кра-
сок, тип машины, характеристика печатной формы, вид печатной бумаги,
последовательность наложения красок и пр.) в значительной мере опре-
деляет требования к цветоделению. Цветоделение оригинала с помощью
репродукционного фотоаппарата, электронной цветоделительной маши-
ны или настольной издательской системы позволяет делать различные
преобразования изображения в весьма широких пределах, т.е. изменять
градации таким образом, чтобы оптимально компенсировать системати-212
ческие искажения, вызываемые конкретной технологией печатания и ма-
териалами.
Цветоделение не должно быть абстрактным. Оно должно возможно
полно учитывать конкретную технологию печатания и систематические
искажения изображения, возникающие в печатном процессе.
Квалифицированные полиграфические предприятия, которые выпус-
кают продукцию хорошего качества, обычно предпочитают получать от
издателей оригиналы в виде слайдов, фотографий, рисунков и т.п. и затем
самостоятельно выполнять цветоделение с учетом хорошо изученных осо-
бенностей принятой на этих предприятиях технологии. Однако не всегда
это рационально для издателей с позиций экономики. Обычно издатели
предпочитают пользоваться услугами специализированных реп-роцентров,
где стоимость цветоделения может быть ниже.
В таких случаях очень полезно заранее знать, в какой типографии бу-
дет печататься издание, и получить от этого предприятия необходимые
сведения о систематических искажениях формного и печатного процес-
сов. Эти сведения дадут возможность специалистам репроцентра настро-
ить цветоделительную аппаратуру таким образом, чтобы компенсировать
систематические искажения и получить наилучший результат при репро-
дуцировании.
Без учета систематических искажений технологического процесса и
специфических особенностей, связанных с влиянием на конечный результат
репродуцирования выбранной для издания бумаги, добиться удов-
летворительного воспроизведения на полиграфическом оттиске изобра-
жения, которое можно увидеть на мониторе, например, настольно-изда-
тельской системы, практически невозможно. При этом зачастую издатели
и операторы цветоделительных систем полагают, что результаты их хо-
рошей работы были «загублены» в типографии, а типография утверждает
(иногда не без основания), что с трудом «вытянула» в реальном печатном
процессе полученные от заказчика фотоформы.
Однако суть проблемы заключается в том, что сопоставляются два изо-
бражения, полученных при разных способах синтеза цвета. Сложный че-
тырехкрасочный (голубая, пурпурная, желтая, черная краски) автотипный
(растровый) синтез цвета в полиграфическом процессе моделируется на
экране монитора чисто аддитивным синтезом трех базовых цветов (крас-
ного, зеленого, синего), создаваемых окрашенными световыми потоками.
При этом некоторые цветовые зоны просто не совпадают друг с другом.
Поэтому естественно желание издателя оценить до печатания качество
цветоделения, понять, как будет выглядеть изображение на оттиске.
С этой целью изготавливают так называемую цветопробу, которая
представляет собой синтез цветоделенного изображения на материальном
носителе. Здесь могут быть применены самые разные технологии, но вез-
де для создания изображения стремятся использовать сублимационные
красители, ксерографические порошки и пр., цветовые характеристики ко-213
торых более-менее соответствуют спектрам стандартизированных поли-
графических красок. Однако даже весьма информативные цветопробы
(Cromalin, AGFA Dry proof, 3M Match print) дают скорее представление о
качестве цветоделения, но не могут служить точным эталоном при печата-
нии продукции. Причем соответствие тиражной продукции цветопробе
может быть более полным, если используется высококачественная мело-
ванная бумага. Если же идет печать на так называемой «натуральной» оф-
сетной бумаге без покрытия, разница между цветопробой и реальной про-
дукцией может быть весьма значительной.
По цветопробе можно судить о качестве цветоделения в целом, т.е. цве-
топробу целесообразно использовать при необходимости выпуска изда-
ния в кратчайшие сроки, при выпуске иллюстрированных журналов, рек-
ламной продукции, детских книг.
Чтобы составить наиболее точное представление о качестве цветоде-
ления, целесообразно получить пробные оттиски с так называемых ори-
гинальных печатных форм, на которые копируют цветоделенные диапози-
тивы. Такие оттиски получают с помощью офсетных пробопечатных
станков, чаще всего представляющих собой плоский стол-талер, на кото-
ром закрепляется офсетная печатная форма с изображением, качество ко-
торого нужно оценить по пробному оттиску. Обычно формат пробных (ори-
гинальных) форм меньше, чем «машинных», с которых печатают тираж
издания.
На форму, закрепленную на талере, накатывается соответствующая ей
краска, затем по ней прокатывается офсетный цилиндр, «забирает» кра-
сочное изображение и передает его на бумагу, закрепленную на другом
талере. Таким образом, сменяя формы и накатывая соответствующие им
печатные краски, получаем совмещенное изображение — пробный оттиск
В комплект пробных оттисков одного сюжета кроме совмещенного изоб-
ражения входят так называемые шкальные оттиски, полученные первич-
ными красками (голубой, пурпурной, желтой, черной) с каждой соответ-
ствующей формы, а также так называемые бинарные наложения: попарные
(например, голубая + пурпурная и желтая + черная) совмещения красок.
Пробные оттиски позволяют оценить правильность выбранных при
цветоделении оригинала режимов. В случае каких-либо недостатков, ко-
торые приводят к необходимости корректуры изображения или его от-
дельных участков на фотоформе, непосредственно на пробном оттиске
делают соответствующие пометки. Далее с фотоформой работают рету-
шер, оператор цветокорректора или фотограф.
Издатель утверждает пробный оттиск к печати. Такой пробный оттиск
является эталоном в момент приладки тиражной работы на офсетной пе-
чатной машине. Таким образом, пробный оттиск как бы связывает допе-
чатные стадии с печатанием тиража. Поэтому крайне важно, чтобы проб-
ный оттиск реально соответствовал тому качеству, которое может быть
получено в процессе тиражной печати. Это не просто: проба производит-214
ся там же, где и цветоделение, и организации (или специалисту), выполняю-
щей цветоделение, хочется как можно лучше представить его результат в
пробе. Чтобы искусственным образом «улучшить» результат не оптималь-
ного цветоделения, при получении пробного оттиска обычно изменяют ба-
ланс цвета, увеличивая подачу одной краски и уменьшая — другой. По-
ясним это на примере.
Предположим, воспроизводятся два слайда, на одном из которых снята
«молодая» зелень майским утром в лесу, а на другом — залитый солнцем
пляж с загорающими людьми. Вполне вероятно, что при репродуцирова-
нии майского утра в лесу зелень получилась не «молодая», а немного по-
жухлая, а при репродуцировании слайда с пляжем при нормальной сба-
лансированной подаче красок не хватает желтого цвета, отчего пляж
выглядит мрачным. Тогда при получении оттиска с майским утром про-
бист может до минимума снизить подачу желтой краски и выше нормы
прибавить голубую, а на оттиске с пляжем — наоборот: убрать до мини-
мума голубую и прибавить желтую краску.
Такие искусственно «скорректрованные» пробные оттиски могут зрительно
восприниматься нормально, в соответствии с требованиями издателя. Однако
в подавляющем большинстве случаев добиться такого же эффекта при печа-
тании тиража в офсетной машине практически невозможно. Если оба сюжета
попадут на один спуск (в один печатный лист), то печатник может добиться
эффекта молодой зелени, только снизив подачу желтой краски, отчего помрач-
неет солнечный день на пляже, и наоборот: увеличив подачу желтой краски и
снизив подачу голубой, он может добиться солнечной погоды на пляже, но
при этом превратить майское утро в августовский вечер.
Чтобы воспрепятствовать искусственному нарушению баланса красок,
технологические инструкции «Процессы офсетной печати» (М., 1982) пред-
лагают по краю листа вдоль образующей цилиндра пробопечатного оф-
сетного станка устанавливать сплошные полосы шириной до 100 мм всех
красок триады (голубая, желтая, пурпурная) и черной. Даже без всяких
приборов по этим полосам при беглом осмотре пробного оттиска можно
проследить, равномерно ли подавалась каждая краска на оттиск: сюжетам
на оттиске, полученным с увеличенной подачей какой-либо краски, будут
соответствовать более плотные участки сплошной шкалы данной краски.
При уменьшении подачи краски — наоборот: плотность участка шкалы
уменьшится.
Помимо этого, на пробные оттиски типографии следует устанавливать
специальные шкалы оперативного контроля офсетного печатного процесса
(ОКП-1), разработанные ВНИИ полиграфии. Не будем здесь разбирать
принцип работы этих шкал, однако укажем, что специалист с их помощью
может оценить качество оттиска, точность совмещения, передачу полуто-
нов и другие показатели печатного процесса. Во всех случаях це-
лесообразно, если вы сами не имеете достаточного опыта, воспользовать-
ся услугами специалиста, хорошо разбирающегося в репродуцировании215
цветных изображений. Это может быть художественный редактор, инже-
нер-технолог или другой профессионал, который хорошо знает возмож-
ности цветоделения и печати и способен оценить пробный оттиск и пра-
вильно обозначить необходимую цветную корректуру.
Обязательность установки на монтаж пробного оттиска шкал ОКП-1 и
сплошных полос каждого цвета, необходимых для достижения высокого
качества пробы, следует оговорить специально при заключении договора
с типографией, хотя полиграфические предприятия с высоким уровнем
технологической культуры, как правило, ставят контрольные шкалы при
печатании пробных оттисков.
На пробных оттисках нужно внимательно оценить каждый сюжет. Под-
писать к печати можно только те из них, которые удовлетворяют требованиям
издателя. При этом необходимо иметь в виду, что пробные оттиски хороше-
го качества не могут быть получены при низком качестве исходных слай-
дов. Требования к издательским оригиналам изложены в гл. 5.
Для получения пробных оттисков необходимы, кроме комплекта диа-
позитивов, их монтажа, печатные формы для каждой краски и, наконец,
печать на пробопечатном станке. Все это требует немалых затрат, которые
целесообразны главным образом при выпуске высокохудожественной по-
лиграфической продукции — книг и альбомов по изоискусству и т.п.
При выпуске изданий высокого качества необходимо получить воз-
можно большее соответствие пробного и тиражного оттисков, поэтому
пробный оттиск выполняют обязательно на той же бумаге, на которой дол-
жен быть напечатан тираж издания, и при порядке наложения красок, со-
ответствующем печати тиража на офсетных машинах.
Оценка качества пробного оттиска и его соответствия слайду будет точ-
нее, если их просматривать в нормализованных условиях, не зависящих
от освещения в издательстве, производственном отделе типографии или в
цехе. Стандартные условия просмотра обеспечивают так называемые про-
смотровые устройства. Издательство, в книгах которого постоянно поме-
щаются цветные иллюстрации, должно позаботиться, чтобы специалист,
оценивающий слайды и пробные оттиски, мог пользоваться просмотровым
устройством. Это позволит избежать субъективных реакций на изменение
условий освещения.
Для обеспечения высокого качества тиража недостаточно выполнить
все требования к получению пробных оттисков — многое зависит от кон-
кретной технологии печатания и работы печатного оборудования. Приведем
пример: одно из издательств заказало квалифицированному репро-центру
цветоделение и пробу более полусотни слайдов для альбома «Вязание»,
не оговорив при этом, что тираж предполагается печатать на рулонной
офсетной машине со скоростью 7 м/с (22 тыс. об./ч).
Репроцентр представил высокого качества пробы со всех сюжетов, при-
чем электронное цветоделение производилось по программам, соот-
ветствующим условиям печатания на листовых офсетных машинах. Поми-216
мо этого, и бумага для пробных оттисков была иной, чем тиражная (боль-
шей массы 1 м 2 , с повышенной белизной и гладкостью поверхности).
В результате расхождение тиражных оттисков с пробными оказалось
столь значительным, что пришлось заново записывать все слайды на элек-
тронном цветоделителе-цветокорректоре по режимам, учитывающим ре-
альные градационные изменения изображения в процессе высокоскоростной
печати и реальные материалы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цветодвление, цветопроба, пробные оттиски» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Способи захисту від кредитного ризику
Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
Індивідуальна вартість джерел капіталу
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Подвоєння та подовження приголосних


Категорія: Енциклопедія книжкової справи | Додав: koljan (29.04.2013)
Переглядів: 849 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП