С начала применения настольных издательских систем неуклонно со- вершенствовались оформительские возможности компьютерной техноло- гии по обработке графики и иллюст- раций с прозрачных и непрозрачных оригиналов — сначала черно-белых, а последние 5 лет и цветных, а также иллюстраций, сформированных на экране монитора художником. Следует подчеркнуть, что главной проблемой подго- товки цветных публикаций на компьютере является управление цветом. Упо- минавшийся выше стандарт WYSIWYG в данном процессе пока является иде- алом, достичь которого можно надеяться только в перспективе. Это объясняется тем, что существуют цвета, которые можно увидеть на экране монитора (в системе RGB), но нельзя получить в печатном процессе (в системе CMYK), и, с другой стороны, есть цвета, которые можно получить при печати, но нельзя увидеть на экране монитора. Поэтому до 1996 г. добиться предсказуемой цве- топередачи было практически невозможно. Но начиная с 1996 г. получение предсказуемого цвета на всех этапах от макетирования иллюстрации на экра- не монитора до печатного процесса стало возможным. Главным фактором в реализации современных систем управления цветом стало появление едино- го формата профайла, т.е. файла, содержащего информацию о цветовых свой- ствах устройств ввода, отображения и вывода. Этот единый формат профайла (стандарт ICC-International Color Consortium) для описания поведения реаль- ных сканеров, принтеров, мониторов, цветопроб и печатных процессов ис- пользуют так называемую цветовую модель CIE, которая служит универсаль- ным переводчиком между RGB-цветовым пространством монитора и CMYK-цветовым пространством печатного процесса. Цветовая модель CIE в виде расширения ColorSync 2.0 включена в операционную систему Macintosh, является стандартом де-факто и поддерживается производителями сканеров, принтеров, графических программ и инструментов для измерения цвета. Пользователи IBM-компьютеров при работе в Windows 95—98 автоматичес- ки получают возможность работы в системе ICM (Image Color Matching), ко- торая является аналогом системы ColorSync 2.0. Инструментально для работы с элементами оформления изданий, гра- фикой и цветом в составе комплекта издательской системы формируется, как правило, отдельное рабочее место, которое существенно сложнее и до- роже других звеньев. Прежде всего компьютер графической системы бази- руется на старших моделях ряда с частотой не менее 130 МГц и оператив- ной памятью не менее 32 Мб. Кроме жесткого диска повышенной емкости (более 2 Гб) такой компьютер обязательно должен быть оснащен устрой- ством, позволяющим работать с компакт-дисками CD-ROM для хранения библиотеки слайдов, элементов художественного оформления, и иметь связь с верстальной станцией. Кроме того, компьютер графической станции дол- жен иметь внешний носитель прямого доступа повышенной емкости (100 Мб и более), например Zip. Рабочее место для работы с цветом должно быть198 оснащено монитором повышенного разрешения с возможностью калибров- ки цвета и размером экрана 17 дюймов и более, графической картой с памя- тью 2—4 Мб, а также, естественно, лазерным принтером, цветным барабан- ным или планшетным сканером и слайдсканером в последнем случае. Обязательным условием успешной работы с цветом является использова- ние в качестве выводного устройства фотонаборного автомата. Что касается программного обеспечения такого рабочего места, то особое место в нем занимают программы работы с графикой и обработки изображений. Несом- ненными лидерами в этой части являются Adobe Photoshop 3-5, CorelDRAW 7.0 и Adobe Illustrator. Эти программы предоставляют издателю такие бога- тые возможности по редактированию изображений, которые не идут ни в какое сравнение с возможностями профессиональных цветокорректоров. Если все звенья рабочего места выбраны правильно, то основным звеном, влияющим на качество конечной продукции, является сканер. Выше упоминалось, что сканер может быть либо барабанным, считы- вающим элементом которого является фотоумножитель, либо планшетным, считывающим элементом которого является матрица элементов с зарядо- вой связью CCD (Charse Coupled Devices). Но независимо от того, какой сканер используется, есть три характеристики, которые должны удовлет- ворять требованиям конкретного издательства: 1. Разрешающая способность, которая определяет возможность уве- личения изображения после сканирования без потери качества. 2. Глубина цвета, т.е. число передаваемых полутонов. 3. Максимальная оптическая плотность, которая позволяет передать сю совокупность световых и теневых оттенков исходного оригинала. В настоящее время на российском рынке предлагается такое разнообразие сканеров, а рекламные характеристики их настолько умно составлены, что выбрать правильно сканер для конкретного случая без узкого специалиста по данному вопросу просто невозможно. И второе важное обстоятельство: про- водить обработку цветных оригиналов необходимо только с учетом техноло- гических особенностей той типографии, где будет делаться тираж.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Графические и оформительские возможности» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»