При всем практическом многообра- зии методика макетирования издания сводится к двум основным подходам: дизай нер создает либо принципиаль- ный, либо полнообъемный (иначе называе мый расчетным) макет. В первом случае он делает эскизы нескольких рядовых страниц издания, показав все возможные варианты размещения иллюстраций и текста на по- лосе, а также эскизы «особых» страниц: авантитула, титула, его оборота, начальных и концевых полос, шмуцтитулов. Во втором случае уже на ста- дии работы с авторским оригиналом дизайнер точно рассчитывает будущее расположение в книге всех текстовых и изобразительных элементов. На этом171 этапе, зная кегль шрифта, емкость гарнитуры и формат набора, он может заранее установить, где одна строка набираемого текста будет сменяться другой, где набор будет уступать место иллюстрации, где пройдет граница между соседними страницами и как будет выглядеть каждый разворот. Расчетный макет делается в основном при оформлении сложнострук- турных изданий, когда возникает необходимость точно привязать к тексту иллюстрации, схемы, таблицы. Иногда к полному расчету рукописи при- бегают дизайнеры, особенно беспокоящиеся об эстетике самой типогра фической композиции, небезразличные к местоположению в книге каж дого наборного элемента. Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги яв- ляется выбор ее формата, на что влияют следующие условия: 1. Функциональные: необходимо знать, как будут пользоваться кни- гой — будет ли она настольной, или карманной, или справочником, позво- ляющим в течение нескольких минут получить нужные сведения, после чего книга может быть возвращена на полку, и т.д. 2. Гигиенические: формат издания должен обеспечивать оптимальную с точки зрения удобочитаемости длину строки. 3. Технологические: они продиктованы особенностями полиграфичес- кого оборудования, на котором будет печататься книга (например, разме- рами талера в тигельных и плоскопечатных машинах). Наконец, при выборе формата издания далеко не последнюю роль иг- рают представления и самих дизайнеров, и пользователей книги о матери- альной красоте предмета, в частности о красоте его пропорций. Природа этих представлений не узкоиздательская. Их формируют общий художе- ственный стиль времени и порожденные житейским опытом эстетические ориентации рядовых людей. История книгопечатания показывает, что форматные предпочтения раз- личных эпох неодинаковы. Их изменение можно, в частности, проследить даже на примере отечественного книжного дела последних тридцати лет. Так, если в 60-е годы активно использовались форматы, близкие к квадра- ту (некий аналог интерьеров с низкими потолками и приземистой мебе- лью), то начиная с 70-х годов, когда оживились ретроспективные стилис- тические тенденции, в моду стали входить книги, вытянутые по вертикали и соответствующие классическим пропорциям 2:3, 3:5, 13:20, 1:V2. Издатель, заботящийся о рыночном успехе издания, должен считать приоритетными форматы приведенных пропорций, ибо с точки зрения современного потребителя книги они выглядят наиболее привлекательно. Среди форматов, предлагаемых ГОСТ 5773—90 «Издания книжные и жур нальные. Форматы», это 70 х 100/16 (пропорция 1:V2), 60 х90/1б(2:3),84 х 108/32 (13:20), 75 х90/32(3:5),70х90/32 (13:20). Поскольку перечисленный форматный ряд довольно узок и далеко не всегда позволяет дизайнеру сделать необходимый выбор для компоновки материала, в отдельных случаях следует специально договариваться с ти-172 пографией о применении «нестандартных» (если руководствоваться ГОС- Том) форматов, таких, например, как 60 х 100/16 (3:5), 84 х 100/32 (3:5), или формата, позволяющего еще более обострить вертикальную уст рем- ленность пропорций книги, 84x90/32 (почти 1:2). Эстетически-стилевые требования к формату издания порой могут всту- пить в известное противоречие с теми функциональными, гигиени ческими и технологическими условиями, о которых говорилось выше. В этих случа- ях издателю и дизайнеру приходится искать компромисс, чем-то жертво- вать. С другой стороны, существуют и варианты, примиряющие самые раз- нородные пожелания. Так, пропорция 3:5 не только отвечает современному эстетическому восприятию, но и удобна для карманных книг, благоприятна для одноколонной верстки без нарушения гигиени ческих требований, до- пускает применение узких шрифтовых начерта ний, способствует экономич- ности издания благодаря высокому коэффи циенту запечатай бумаги. Выше уже говорилось, что одна из главных задач макетирования — обеспечить визуальную связь между разнородными элементами издания, добиться систематизации и зрительного упорядочения материала, вклю чаемого в книгу. Наиболее последовательно эта задача решается методом модульной верстки, введенным в обиход швейцарскими типографами во 2-й половине 40-х годов и получившим широкое распространение в мире в 50—60-е годы. Архитектонической основой композиции, создаваемой таким мето дом, служит модульная сетка. Площадь наборной полосы членится на рав ные прямоугольные зоны, каждая из которых является модулем. Друг от друга зоны отделены модульными пробелами. Высота модуля соот- ветст вует определенному количеству наборных строк, ширина идентич- на ши рине наборного столбца. Если в книгу включаются иллюстрации, таблицы и другие нетекстовые материалы, то их размеры должны быть кратны модулю. Принцип работы дизайнера с модульной сеткой можно пояснить на простом примере. На столбец пробного набора или рисованный эскиз в масштабе 1:1, где точно обозначены предварительно определенные фор мат набора, высота строк и интервалы между ними, накладывается модуль ная сетка. При этом важно, чтобы строки не пересекали границы модуль ных зон. В случае, если сетка и набор не совмещаются, производится кор ректировка эскиза. Допустим, на эскиз с 57 строками текста накладывается сетка, состоя щая из четырех модулей, отделенных друг от друга тремя пробельными строками. Чтобы определить, сколько строк текста приходится в этом слу чае на каждую модульную зону, вычтем три из 57, оставшиеся 54 строки разделим на четыре и получим в результате 13,5. Однако число строк, ох- ватываемых границами каждого модуля, должно выражаться целым чис- лом, а не дробью. Следовательно, в нашем случае в каждой модульной зоне может быть размещено лишь 13 строк, а в четырех зонах — 52. Кро-ме того, строками текста могут быть заняты три горизонтальных модуль- ных пробела. В итоге в эскиз вносится поправка: вместо 57 столбец будет вме щать 55 строк.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Макетирование издания» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»