Вопреки расхожему представлению о том, что главным полем дея- тель ности художника в книге являются иллюстрации, он в первую оче- редь занимается обустройством наборной полосы, слагая визуальную ком- по зицию книги из компонентов полиграфического набора (литер, пробель ных материалов и др.), действуя в известном смысле подобно каменщи- ку, воздвигающему здание из готовых кирпичиков. Художественная дея- тель ность такого рода называется типографикой, а занятый ею худож- ник — типографом. Каковы же составляющие книжной художественной формы? Это преж де всего макет книги — ее своего рода остов. Книга не просто конгломе рат отдельных полос, а некая система последовательной развертки инфор- мации, где логика движения должна быть присуща не только смысловой стороне текста, но и веренице зрительных впечатлений, порождаемых са- мим размещением текста на странице. Череда зрительных образов в книге не должна возникать стихийно. Именно с этой целью художник и создает макет будущего издания. Таким образом, прежде чем обрести свою жизнь в реальном материале и тиражном воплощении, книга должна быть нари- сована на бумаге или визуально спроектирована на экране компьютера. Наряду с макетом, в котором реализуется общее представление худож ника о предметной организации данного издания, он работает над мно же- ством других графических компонентов, казалось бы частных, но су ще- ственно необходимых для построения книги как целого. К ним отно сятся: текстура и тон книжной бумаги, от которых во многом зависят читае мость напечатанного текста и четкость воспроизведения и восприятия иллюстраций; шрифт, используемый для набора основных и дополнительных текс тов и для оформления «входа» в книгу; пропорции самого издания и пропорции наборной полосы, нередко называемой «зеркалом набора»; соотношение четырех полей книжной страницы; конфигурация текстового набора (с выключкой, флаговый или иной компоновки);170 формат строки, точность выбора которого решающим образом влияет на комфортность чтения книги; межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы, размеры ко торых должны оставаться по возможности постоянными в пределах од- нородной части текста; средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы, шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубри кации, маргиналии), нарушающие унылую монотонность изложения, ак тивизирующие внимание читателя и служащие порой графическим ана логом авторских интонаций и речевых пауз; колонцифры, колонтитулы, колонлинейки, обогащающие композицию наборной полосы и помогающие читателю ориентироваться в тексте; иллюстрации, которые не только обладают самостоятельной художествен- ной ценностью, интерпретируют, поясняют и информационно дополняют текст, но и составляют зрительное целое с массивом сплошного набора, внося при этом ритмически-организующее начало в текстовой поток. Даже этот далеко не полный перечень дает представление об обшир ном круге достаточно сложных дизайнерских задач, решить которые из датель не в силах без привлечения профессионала-типографа
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Элементы художественной структуры книги» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»