В статье 6 Закона устанавлива- ется, что авторское право распрост- раняется на произведения науки, ли- тературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения не имеют значения для признания объекта охраняемым. Закон называет и наиболее характерные виды охраняемых произведе- ний. Среди них отметим следующие произведения: литературные произ- ведения (роман, повесть, рассказ, стихотворение, пьеса); музыкальные произведения; произведения живописи, графики, рисунки; фотографии;119 переводы; географические, геологические и подобные карты; сборники, подборки. По сути дела любой результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме, считается произведением и охраня- ется авторским правом. Иногда возникает вопрос, как отличить «произведение» от «не произ- ведения». Последнее не является творческим результатом и не охраняет- ся авторским правом. Обычно считается, что произведение — уникально, оно не может быть повторено при параллельном творчестве. Действительно, невозможно себе представить, что кто-либо создаст свою собственную поэму «Евгений Онегин», не заимствуя, не копируя произведение А.С. Пушкина. Поэто- му общепризнанно, что авторским правом охраняются только оригиналь- ные произведения. В законах об авторском праве многих зарубежных стран прямо указы- вается, что авторским правом охраняются оригинальные творческие ре- зультаты. Творческие результаты есть результаты деятельности человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не пред- меты материального мира. Следовательно, само произведение — не материальный, а идеальный объект. Что касается материального объекта, в котором выражено (или в ко- тором заключено) произведение, то этот объект охраняется правом соб- ственности, а не авторским правом. Охраняемые авторским правом произведения относятся к сфере науки, литературы и искусства, т.е. содержат научное, литературное или художе- ственное творчество. Это — очень широкая сфера творчества. Отнесение того или иного произведения к сфере «науки», «литературы» или «искусст- ва» не существенно для решения вопроса о предоставлении ему авторско- право-вой охраны и для определения размера вознаграждения. Последнее — при книжном издании — всегда определяется по соглашению сторон. Точно также не имеет значения для решения вопроса об охраняемос- ти произведения метод использования произведения (предполагавшийся автором или фактически применяемый). Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств. Достоинства произведения — это положительные характеристики его формы или содержания. Конечно, произведения, которые слабы в науч- ном, литературном или художественном отношении, как правило, не ис- пользуются, ибо они не будут раскупаться и не принесут прибыли. Но если они все же будут использованы, то нельзя ссылаться на то, что по причине своих низких характеристик они не охраняются авторским правом. Закон устанавливает очень важный принцип охраняемости авторским правом произведений: охрану получает не только произведение в целом,120 но и отдельные его части (п. 3 ст. 6 Закона). Разумеется, часть произведе- ния охраняется только в том случае, если она сама по себе представляет произведение, т.е. является оригинальной. Так, авторским правом охраня- ется не только повесть в целом, но и отрывок из этой повести, даже отдель- ные оригинальные фразы; не только рисунок, но и фрагмент рисунка (кста- ти, художники и фотографы, делающие коллажи, часто не знают этого). Авторское право охраняет даже оригинальные, творческие названия про- изведений. Однако неоригинальные названия («Мисс Россия», «Петербур- гские тайны» и т.п.) сами по себе авторским правом не охраняются. В пункте 4 статьи 6 Закона решен вопрос об охраняемости авторским правом элементов формы и элементов содержания произведения. Такие элементы имеются в любом произведении науки, литературы и искусства. Например, в произведении художественной литературы к эле- ментам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения мате- риала, а к элементам содержания: тема, сюжет, идейные достоинства. Конечно, содержание произведения всегда облечено в определенную форму. В Законе указывается, что элементы содержания произведения — идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты — авторским правом не охраняются. Это означает, что любое лицо может заимствовать для своего собствен- ного произведения идею, концепцию чужого произведения, даже если они являются новыми, и создать на их основе свое собственное, творчес- ки самостоятельное произведение. При этом такое лицо не будет счи- таться нарушителем авторских прав. Эта норма объясняется тем, что перечисленные в Законе элементы со- держания произведения не являются оригинальными, они могут быть со- зданы в ходе параллельного творчества, а потому, сами по себе, они автор- ским правом не охраняются. Исходя из моральных соображений, следует все же дать ссылку на автора заимствованного сюжета, идеи, фактов. От заимствования элементов содержания чужого произведения, про- изводимого свободно, следует отличать заимствование элементов формы чужого произведения. Если при создании своего произведения автор заимствует элементы фор- мы чужих (или даже своих, но других) произведений, то результатом является появление производного произведения. Примеры производных произведений — перевод произведения на другой язык и различные виды переработок (об- работка, адаптация). Фотомонтаж — это тоже производное произведение. При этом, если элементы формы чужого (другого) произведения, ис- пользованного при создании производного произведения, охраняются авторским правом, то использование производного произведения может происходить только с согласия владельца прав на эти элементы формы.Так, обычно перевод может использоваться только с согласия автора оригинала, инсценировка романа — только с согласия автора романа и т.п. Если элементы формы того произведения, которое использовано для создания производного произведения, охраняются авторским правом, то производное произведение на практике именуется «зависимым». Нетворческие переработки не приводят к созданию производных про- изведений. Точно также включение в произведение цитат не делает его производным, поскольку цитаты используются свободно. Особую категорию произведений, охраняемых авторским правом, со- ставляют сборники и иные составные произведения. Они включают в себя произведения других авторов, но у составителя сборника появляется свое авторское право на сборник в целом, поскольку составитель сборника творчески отобрал и расположил материал. Авторское право на сборник является «зависимым», если в сборник включены охраняемые произведения. Механический или технический труд не приводит к появлению автор- ского права на сборник Алфавитная телефонная книга или перечень всех произведений художника не являются произведениями. Произведение охраняется с момента его объективного появления, созда- ния: рукопись, рисунок, без сомнения, уже охраняются авторским правом. Для возникновения охраны не требуется публикации произведения. Равным обра- зом, для получения охраны не требуется никакой регистрации произведения. Неохраняемые произведения. Это такие произведения, которые не пользуются охраной по авторскому праву в России (некоторые из них могут охраняться авторским правом в зарубежных странах — но это уже другой вопрос). К числу неохраняемых относятся следующие произведения: 1) официальные документы (законы, судебные решения, инструкции и т.п.), а также их официальные переводы; 2) государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гер- бы, ордена, денежные знаки и т.п.); 3) некоторые произведения иностранных авторов, впервые опублико ванные за рубежом; 4) произведения, срок охраны которых истек.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Охраняемые и неохраняемые произведения» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»