Дабы переманить у конкурента популярного автора, некоторые изда- тели пускаются во все тяжкие. Да и авторы подчас устраивают своеоб- разные межиздательские аукционы. Более цивилизованный путь — са- мим издателям (особенно нестоличным) выращивать «чемпионов издаваемости». Поэтому так важна работа редакторов, на плечах кото- рых лежит тяжкий груз сортировки «самотека». Вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. Редактор призван не только забраковать неудов- летворившее его в чем-то произведение, в первую очередь ему следует попытаться разглядеть в рукописи то ценное, вычленив и соответствую- щим образом доработав которое, можно получить вполне конкурентос- пособный товарный продукт. Из сказанного выше на первый взгляд не следует, что издательская деятельность носит в основном плановый характер, причем планирова- ние ведется вперед на многие годы. Издатель не может сидеть сложа руки в ожидании интересного предложения; исходя из профиля деятельности своего предприятия, он посвящает значительную часть времени поиску новых идей и их исполнителей. Разумеется, все это осуществляется в пределах имеющихся у издательства финансовых возможностей. Когда мы говорим об издателях как о лицах, принимающих ответствен- ные решения, то имеем в виду, наряду с менеджерами коммерческого отдела, старшее звено редакторов.113 Если коснуться деятельности редактора научного издательства, он дол- жен хорошо ориентироваться в проблематике, которой занимаются пред- ставители интересующей его научной дисциплины, быть знакомым с те- кущей литературой, посещать научные конференции, просматривать сборники научных трудов и соответствующие журнальные публикации. Все это с одной-единственной целью — выловить то новое, на основе чего может быть создана книга, для которой соотношение между тиражом, сто- имостью и сроками реализации окажется выгодным для издательства. Многие ученые мужи ставят во главу угла не величину авторского вознаграждения, а качество и сроки редакционно-издательской подготов- ки, наличие в издательстве единомышленников, заинтересованных в вы- пуске книг именно этого автора. Такое содружество оказывается наибо- лее плодотворным, обеспечивая со временем сосредоточение вокруг издательства интеллектуальной элиты. Между прочим, постоянные авторы и являются наилучшими помощ- никами редакторов, подпитывая их оригинальными идеями и советами, указывая на кандидатуры возможных исполнителей. Если речь идет о редакторе издательства, выпускающего литературу для массового потребителя (в обиходе почему-то укоренилось определе- ние «коммерческое издательство», будто научное издательство изначаль- но является убыточным), то крут забот здесь несколько иной. Как прави- ло, читательская аудитория научной книги известна заранее, поэтому легко прогнозируются приемлемые для нее цены и тиражи, в то время как пуб- ликация коммерческой продукции, при большой доходности этой дея- тельности в целом, связана все же со значительным финансовым риском каждого отдельно взятого проекта. Деятельность «коммерческого» редактора также можно охарактери- зовать как постоянный поиск. Успех этого человека, а вместе с ним и его предприятия, зависит не в последнюю очередь от умения вычленять и взвешивать все плюсы и минусы проносящихся в голове идей, способно- сти убеждать в своей правоте руководство коммерческого отдела и изда- тельства в целом и последующей эффективной реализацией замыслов. Механизм возникновения судьбоносных коммерческих идей можно уподобить рождению стихов: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. А Ахматова. Тайны ремесла. 2114 Постоянно пополняя идеи, издательство ведет уже плановую работу по их реализации. Что-то может получиться, что-то — нет. Но дабы обе- зопасить себя от случайностей, его коллектив следит за тем, чтобы ре- дакционный портфель всегда был полон. В зависимости от готовности рукописей, каждые полгода формируется производственный план. Кстати, большинство современных российских издателей руководству- ются в своей деятельности 1 – 3 основополагающими идеями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Редактор — генератор и сортировщик идей» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»