Абсолютный размер прибыли не дает достаточно полной картины эффективности производства, так как он может изменяться не только в зависимости от затрат на производство продукции и цен, но и от объема производства. Оценку производственной деятельности предприятий и отрасли в целом следует определять путем сопоставления прибыли и производственных средств и затрат, которые связаны с изготовлением продукции. Такая оценка дается при помощи показателя рентабельности, который является относительной величиной. Различают два вида рентабельности: рентабельность производства и рентабельность продукции. Первый показатель определяется отношением прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств. Второй — отношением прибыли к себестоимости продукции. Рентабельность производства характеризуется двумя показателями — общей и расчетной рентабельностью. Общую рентабельность производства Р0 определяют по формуле
(18.4) где Фо.сг— среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Нобщ — среднегодовая сумма непрокредитованных нормируемых оборотных средств. Расчетную рентабельность производства Рр устанавливают по формуле
(18.5) где Фо.пл — стоимость основных фондов, освобождаемых от платы за их использование. Рентабельность реализуемой продукции Рпр определяют по формуле
(18.6) Не следует противопоставлять показатели рентабельности продукции и производства. Оба показателя взаимосвязаны и дополняют друг друга. Прибыльность каждого изделия — залог достижения высоких показателей рентабельности производства. Рентабельность — качественный показатель производственной деятельности полиграфической промышленности. Важное условие успешного развития отрасли — систематическое повышение рентабельности. Рост абсолютного размера прибыли и повышение рентабельности работы предприятий служат источниками увеличения внутрипромышленных накоплений. Сказанное обусловливает необходимость разработки путей повышения рентабельности. При этом следует исходить из того, что рентабельность — синтетический показатель и на его повышение влияет множество факторов. Основные из них: строгий режим экономии, улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИГРАФИИ» з дисципліни «Економіка поліграфічної промисловості»