Утилизация нефтеотходов в промышленности строительных материалов, на транспорте и в народном хозяйстве
Нефтесодержащие осадки некоторых промышленных предприятий могут быть успешно использованы при производстве строительных материалов. Конструкторским технологическим бюро "Мосгорстройматериалы" была проведена работа по изучению возможности использования осадков из очистных сооружений завода им. Лихачева для производства кирпича. Известно, что внешний вид и механические свойства кирпича в значительной степени зависят от вида применяемых отощающих добавок и их качества. Используемые в настоящее время в качестве отощающих добавок опилки ухудшают внешний вид кирпича. Кроме того, опилки часто не соответствуют техническим условиям по гранулометрическому составу. Увеличенное содержание в них фракций размером 0,1-10 мм приводит к получению кирпича повышенной трещиноватости. Данный осадок представляет собой серую пастообразную массу (кек), получаемую после вакуум-фильтров с влажностью 70 %. В его состав входят: нефтепродукты, литейная пыль из циклонов, абразивная пыль от шлифовки и полировки, отходы от окрасочных камер, фосфаты для подготовки металлических поверхностей, песок, глина, остатки стекловолокна, сульфатов и пр. Химический состав кека представлен в табл. 4.5. На двух производственных участках Черемушкинского керамического завода было выпущено 13 опытных партий кирпича в количестве 102 000 шт. Изготавливали как обычный, так и вакуумированный кирпич. Результаты испытаний опытных партий кирпича показали, что при введении 5 % влажного кека в состав шихты при производстве вакууммированного кирпича качество кирпича после сушки повышается: бездефектный кирпич составляет 54,6 %, половняк 13,8 %, при применении обычной заводской шихты --соответственно 24,2 и 23 %. Механическая прочность обожженного кирпича как опытного, так и заводского соответствовала марке 125.
4.5. Потери при прокаливании кека и его химический состав, %
Однако при формовке кирпича с влажным кеком (63—70%) текучесть массы резко повышается, брус выходит слабый и при укладке сырца на рамки получаются большие вмятины. Поэтому необходимо более глубокое обезвоживание (до 35--45 осадка на фильтр-прессах или подсушка кека в естественных условиях. Сушка кека при температуре 100°С и выше приводит к изменению его свойств за счет потерь при прокаливании, что отрицательно сказывается на сушильных свойствах массы и качестве кирпича. Введение кека в количестве 15—17 % понижает механическую прочность кирпича и снижает марку до "75", так что пределом дозировки кека следует считать 10 % по массе. Нефтеотходы (отработанные масла) широко применяют в производстве керамзита -- легкого гранулированного материала с пористой ячеистой структурой, получаемого обжигом легкоплавких глинистых пород до их вспучивания при температуре 1100--1200°С. Для производства керамзита используют два вида глин —самовспучивающиеся, содержащие достаточное количество органических веществ, и глины, бедные этими органическими веществами. Для обеспечения вспучиваемости керамзита в процессе обжига к исходной глине перед ее загрузкой в барабанную печь добавляют определенное количество опилок и до 1 % отработанных нефтепродуктов, которые на заводах хранят в специальных подземных резервуарах. В дальнейшем керамзит используют для приготовления керамзитобетона, теплоизоляционных материалов и т.п. Учитывая объемы производства керамзита в стране, потребность в отработанных нефтепродуктах достаточно велика. На заводах по регенерации или получению минеральных масел широко используется отбеливающая земля, которая по завершении технологического цикла в замасленном виде обычно выбрасывается на свалки. На заводе по производству минеральных масел в г. Люккендорфе (ГДР) отбеливающая глина специальным методом регенерируется, после чего вновь используется для производства минеральных масел. После вторичного использования она употребляется еще раз для производства кирпича. Благодаря такой технологии достигается более равномерная окраска обожженного кирпича и уменьшается потребность в топливе. Кроме того, сведено к минимуму загрязнение окружающей среды. Некоторые предприятия иногда используют образующиеся у них и не принимаемые в регенерацию жидкие нефтеотходы для собственных нужд или передают их на другие предприятия. Как правило, в этих случаях применяется простейшая технология обработки нефтеотходов путем отстаивания или нагрева и отстаивания (иногда с применением реагентов). В некоторых случаях их не обрабатывают вообще. Так, на московских предприятиях стройиндустрии нефтеотходы используют для смазки неответственных механизмов, цепей, форм при изготовлении бетонных плит, на домостроительных комбинатах и заводах ЖБК и т.д. Неутилизируемые нефтеотходы могут успешно использоваться в дорожном строительстве, в котором требуется применение большого количества органических материалов. Так, для строительства дорог с асфальтобетонным покрытием требуется затратить 50—200 т битума на 1 км (в зависимости от категории дороги). Проведение ремонтно-эксплутационных работ также требует значительного расхода органических вяжущих, так как для капитального ремонта асфальтобетонного покрытия их необходимо не менее 70 т/км. Расчеты пока зывают, что затрата 50 т битума с целью перевода 1 км дороги с гравийным покрытием в более высокую категорию путем устройства облегченного покрытия обеспечивает за срок службы этого покрытия экономию 150—200 т нефтепродуктов. П/0 "Вторнефтепродукт" разработало технологию утилизации шламов после регенерации масел для производства дорожных покрытий. 50 %-ное разбавление стандартного битума углеводородной частью шламов позволяет получать сырье, из которого в результате двукратного окисления-разбавления вырабатывают дорожные марки битумов. Путем компа-ундирования углеводородной части отходов и утяжеленного гудрона получено сырье, соответствующее ГОСТ 22245—76* на дорожные битумы. При перевозке угля на железнодорожном транспорте в открытых вагонах и полувагонах имеют место его большие потери из-за выветривания. В п/о "Воркутауголь" на вновь построенной центральной обогатительной фабрике (ЦОФ) отработана технология добавки нефтесодержащих продуктов в уголь в качестве профилактических средств от его ветровой эрозии при транспортировании. На поверхность угля наносят эмульсию следующего состава: нефтесодержащий продукт -60 %, вода - 40 %. Расход эмульсии на один полувагон составляет 75—100 кг. Отправка опытных партий осуществлялась по маршруту Воркута — Черновцы. Как показал контроль, потери угля уменьшились на 79 %. Вносимая добавка при этом является ценным горючим компонентом при сжигании угля. Экономический эффект от применения этого метода составляет 1,71 р на 1 т угля. Другим направлением утилизации жидких нефтеотходов может служить их использование в качестве профилактических средств, предотвращающих смерзание углей, причем они могут заменить дорогостоящие парафиносодержащие нефти и мазут. Опыты, проведенные с концентратом, полученным на Абашевской ЦОФ, показали, что при влажности более 7 % удельное сопротивление угля разрушению значительно превышает 0,03 МПа (0,3 кгс/см2), и он смерзается. Тот же уголь, обработанный эмульсией, не смерзается даже при влажности 12 %. Нефтеотходы могут с успехом применяться также для укрепления песчаного слоя почвы. Известно, что песок в пустынях весьма подвижен, и достаточно легкого ветра, чтобы барханы начали перемещаться. В результате обрушиваются берега арыков и каналов, засыпаются шоссейные и железнодорожные дороги, выходят из строя мачты электропередач. Этого можно избежать, если на поверхность песка с помощью краскопульта, водополивочной, дождевальной машины или других устройств нанести смесь из 6—11 %-ного битума и отработанного трансформаторного масла (а.с. N 631578). На опыленной поверхности хорошо приживаются саксаул, кандын, черкез и другие растения. Состав проникает в почву со скоростью 0,2 мм/с. Отходы твердых нефтепродуктов типа битума могут наряду с неорганическими связующими, такими как цемент, зола, известь, гипс и т.д., использоваться для отверждения и стабилизации ПО. Использование битума позволяет улучшить физические свойства ПО, в частности, уменьшить их пылеобразование и водопроницаемость при длительном хранении на городских свалках.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Утилизация нефтеотходов в промышленности строительных материалов, на транспорте и в народном хозяйстве» з дисципліни «Утилізація промислових відходів»