Крупный бизнес и отдельные индивидуумы могут использовать электронную коммерцию для уменьшения стоимости транзакций за счёт улучшения обмена потоками информации и возрастания координации взаимодействия. Путём снижения стоимости поиска потенциальных покупателей и продавцов и возрастания числа потенциальных участников рынка электронная коммерция может уменьшить привлекательность вертикальной интеграции для многих фирм. Ещё недостаточно ясно, приведёт ли широкое распространения электронной коммерции к полному возврату структуры иерархических организаций к бывшим рыночным структурам, однако это, безусловно, вполне отчётливая перспектива. Для того чтобы проиллюстрировать, как электронная коммерция может изменить уровень и природу стоимости транзакций, рассмотрим транзакции, возникающие при найме на работу. Соглашение о найме на работу имеет высокую стоимость транзакций для продавца – наёмного работника, который продаёт свои умения. Личности делают высокие инвестиции в изучение культуры и традиций работодателя и адаптацию к ним. В случае принятия предлагаемой работы, возникает необходимость переезда, что заставляет наёмного работника нести высокие затраты, включающие прямые затраты на переезд и некоторые косвенные затраты, например компенсация временной потери работы супругом наёмного работника. Большинство из этих инвестиций применимы только к конкретной работе и не могут быть использованы для другой работы. Если люди, ищущие работу по всему миру, смогут дистанционно представлять свои умения, используя технологию электронной коммерции, то большая часть из отмеченных затрат может быть либо существенно снижена, либо полностью исключена. Вместо того чтобы физически перемещаться по всему миру, рабочий может принять новую работу, просто подключившись к соответствующему Интернет-приложению работодателя. Некоторые исследователи утверждают, что многие компании сегодня оперируют в экономических структурах, которые нельзя отнести ни к рыночной, ни к иерархической форме экономической организации. В таких сетевых экономических структурах (network economic structures) компания координируют свои стратегии, ресурсы и опыт путём формирования устойчивых и основанных на общих целях отношений с другими компаниями и индивидуумами. Эти отношения часто называют стратегическими альянсами (strategic alliances) или стратегическим партнёрством (strategic partnerships), и в том случае, когда стратегические альянсы формируются между компаниями, работающими в Интернете, они называются виртуальными компаниями (virtual companies). В некоторых случаях используется термин стратегические партнёры (strategic partners), который подчёркивает объединение с целью создания команды для выполнения конкретного проекта или деятельности. После завершения проекта команда, обычно, распадается, однако партнёры поддерживают контакты ещё в течение некоторого времени. Когда возникает необходимость в выполнении аналогичного проекта, эти же самые организации и индивидуумы могут вновь сформировать команду и объединить, на некоторое время, свои ресурсы. Стратегические партнёры могут формировать не одну, а несколько команд для работы над несколькими проектами. В среде иерархически структурированного бизнеса стратегические альянсы не могут существовать в течение длительного времени, поскольку наиболее крупный стратегический партнёр купит остальных партнёров и сформирует одну, но более крупную компанию.
Сетевые формы экономической организации более всего подходят для высокотехнологичных и информационноёмких отраслей. В нашем примере с производством и торговлей вязаными свитерами вязальщики свитеров могут организоваться в сеть небольших организаций, специализирующихся на вязке свитеров определённого стиля и дизайна. Некоторые, наиболее опытные вязальщики свитеров могут прекратить заниматься индивидуальным производством и организовать свою собственную компанию, производящую вязаные свитера на заказ. Дилеры могут организовать независимую фирму, занимающую исследованием рынка и выяснением того, какие свитера планируют приобретать предприятия розничной торговли в ближайшем будущем. Эти фирмы могут продавать свои исследовательские отчёты как фирмам, производящим свитера на заказ, так дилерским фирмам. Как только условия на рынке изменятся, эти небольшие и хорошо организованные фирмы могут легко перестроиться и получить новую выгоду от новых возможностей, появившихся на рынке вязаных свитеров. Рис. 2.3 иллюстрирует описанный пример сетевой формы экономической организации. Электронная коммерция может сделать процесс создания и функционирования систем с сетевой формой экономической организации более лёгким, поскольку бизнес в сетевых структурах в большой степени зависит от информационных потоков, которыми обмениваются предприятия. Многие исследователи убеждены, что такие сетевые формы экономической организации будут превалировать в будущем. Некоторые исследователи даже предсказывают, что сетевые формы экономической организации станут образцом организационной структуры и для всех социальных взаимодействий между людьми.
Одна из интересных ролей электронной коммерции заключается в том, что она не только благотворно влияет на существующие рынки, но и создаёт совершенно новые рынки. Вне зависимости от того, как организован бизнес в конкретной отрасли (в виде рынков, в виде иерархий, или в виде сетей), нам необходим способ идентификации бизнес-процессов и оценки того, насколько технология электронной коммерции соответствует каждому из идентифицированных бизнес-процессов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль электронной коммерции» з дисципліни «Електронна комерція: Предметна область і принципи проектування»