Одной из задач настоящего курса является обучение студентов навыкам выявления тех бизнес-процессов, которые предприятия могут улучшать, применяя технологию электронной коммерции. В ряде случаев бизнес-процессы, использующие методы традиционной коммерческой деятельности очень эффективны и технологии электронной коммерции, практически, не могут их улучшить. Продукты, которые покупатели ощупывают или осматривают вблизи, трудно продавать, используя технологию электронной коммерции. Например, покупатели неохотно приобретают дорогую одежду и скоропортящиеся продукты, такие как мясо или рыба, если они не имеют возможности осмотреть их вблизи, прежде чем принять решение о покупке. Розничная торговля накопила многолетний опыт создания такого окружения в обычном магазине, которое помогает убедить покупателя приобрести товар. Комбинация знаний о плане и дизайне помещения магазина и способа представления товаров называется искусство сбыта (merchandising). В дополнение к искусству сбыта продавцы совершенствуют навыки, позволяющие им быстро идентифицировать потребность покупателя и предложить ему товар или услугу, удовлетворяющие эту потребность. Искусство сбыта и личностные навыки продавца трудно реализовать в системе электронной коммерции. Некоторые товары, такие как книги и компакт диски, являются хорошими кандидатами для электронной коммерции, поскольку покупатель не должен изучать физические характеристики конкретного экземпляра, прежде чем приобрести его. Поскольку экземпляр некоторой книги идентичен остальным экземплярам той же книги и нет необходимости беспокоиться о свежести и других подобных качествах данного экземпляра, покупатель обычно готов приобрести книгу без её предварительного осмотра. Преимущество электронной коммерции, заключающееся в том, что электронный магазин может предложить список книг, превышающий список книг даже самого большого книжного магазина, обычно перевешивает преимущества обычного магазина (например, возможность бродить между полками и листать понравившуюся книгу). В таблице на рис. 1.5, приведены примеры 13 бизнес-процессов, разделённые на три группы: (1) реализуемые средствами электронной коммерции (well suited to electronic commerce), (2) реализуемые средствами, комбинирующими электронную и традиционную коммерцию (suited to a combination of electronic and traditional commerce strategies) и (3) реализуемые средствами традиционной коммерции (well suited to traditional commerce). Ясно, что эта классификация зависит от текущего состояния технологий, используемых в электронной коммерции, и поэтому может измениться в будущем. Например, транзакции низкой стоимости (small-denomination purchases and sales) неудобны для электронной коммерции, поскольку в настоящее время не существует эффективного метода передачи небольших сумм денег через Интернет. Однако, если некоторая компания разработает такой метод и он найдёт всеобщее признание, то отмеченные транзакции переместятся в первую колонку. Один бизнес-процесс особенно удобен для электронной коммерции. Это – продажа предметов потребления (commodity items). Предмет потребления – это продукт или услуга, которые трудно отличить от продукта или услуги, продаваемых различными продавцами, поскольку их свойства стандартизованы и хорошо известны. Нефть и нефтепродукты, офисные принадлежности, мыло и авиационные перевозки – это всё примеры предметов потребления, также как и книги и компакт диски, продаваемые Amazon.com и другими онлайновыми продавцами. Другим ключевым фактором, который делает товар пригодным для электронной коммерции, является его профиль транспортировки (shipping profile). Профиль транспортировки – это набор атрибутов, влияющих на то, насколько легко товар может быть упакован и доставлен покупателю. Большая величина отношения стоимости товара к его массе помогает улучшить профиль транспортировки, поскольку в этом случае стоимость доставки становится небольшой частью общей продажной стоимости товара. Авиабилет является отличным примером товара с большой величиной отношения стоимости к массе. Товары, имеющие неизменные размеры, форму и массу, упрощают и удешевляют складское обслуживание и доставку. Однако профиль транспортировки это только один из факторов. Дорогие ювелирные украшения имеют большую величину отношения стоимости к весу, однако очень немногие покупатели согласятся их приобретать, предварительно не осмотрев.
Товар от хорошо известного брэнда, такой, например, как проигрыватель компакт дисков фирмы Sony, легче продавать через Интернет, чем товар от малоизвестного производителя. Брэнд гарантирует высокое качество и позволяет приобрести товар без предварительного осмотра. Другая группа товаров, которые хорошо подходят для электронной коммерции, – это товары, приобретаемы небольшим количеством территориально распределённых покупателей. Комиксы, приобретаемые с целью коллекционирования, являются хорошим примером этой группы товаров. Когда личностные качества продавца являются важным фактором как при покупке недвижимости; или когда качество товара трудно определить без детального осмотра, как при покупке модной одежды, антиквариата или скоропортящихся продуктов, то традиционная коммерция является наилучшим способ продажи товаров или услуг. Комбинация традиционной и электронной коммерции лучше всего работает в тех случаях, когда бизнес-процесс включает как товары потребления, так и необходимость личностной инспекции товара. Например, многие покупатели находят информацию о подержанных автомобилях в Интернете, однако редко продажа этих автомобилей осуществляется без их физического тестирования покупателем. В этом случае электронная коммерция обеспечивает покупателю удобный способ получения разнообразной информации об имеющихся моделях автомобилей, однако большое разнообразие индивидуальных особенностей подержанных автомобилей делает элемент традиционной коммерции ключевой частью обсуждения деталей сделки. Интернет всё еще не позволяет проверить автомобиль на расстоянии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бизнес-процессы в коммерции» з дисципліни «Електронна комерція: Предметна область і принципи проектування»