В Англии зародились многие идеи, характерные для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» – существо, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в религиозной области. Англия – родина деизма – веры в «духовное существо» Англия является родиной деизма, т. е. рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром, сообразно созданным им «естественным» – физическим и нравственным – законам. Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит в основе философии Джона Локка (1632–1704) – первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения – общественного договора. Локк в основу своей теории государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним право сменять государственную власть, если она нарушает общественный договор и посягает на естественные права человека – личную свободу и собственность. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в законодательстве Французской буржуазной революции. В XVIII в. возникла классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был Адам Смит (1723–1790). Экономическое учение Смита развивается в общем русле идей английского Просвещения. В обществе свободной конкуренции А. Смит видит порядок, как бы установленный самой природой. Он верит в возможность примирения всех частных интересов и выступает против всякого вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Представителями радикально—демократического направления в английском Просвещении были Томас Пэн, Прайс, Пристли и особенно Годвин, являвшийся для своего времени наиболее последовательным противником английского общественного строя. В своем труде «О политической справедливости» Уильям Годвин (1756–1836) рассматривает государственную власть лишь как неизбежное зло, которое должно исчезнуть в результате «умственного и нравственного прогресса». Единственно допустимой формой государства, по Годвину, является демократия, обеспечивающая полное равенство всех граждан перед законом. Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления – сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была т. н. кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба и др. Особое место в английской литературе эпохи Просвещения занимает крестьянская поэзия в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759–1796), который прославлял труд крестьянина, осуждал религиозный фанатизм, власть денег и пороки сословного общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ» з дисципліни «Всесвітня історія новітнього часу»