Расцвет искусства в Германии в начале XVI в. был связан с Реформацией. Главой передовых художников здесь был Альбрехт Дюрер (1471–1528) – портретист, а также мастер гравюр. Дюрер создал серию иллюстраций к последней книге Библии – Апокалипсису («Откровению Иоанна Богослова»). Расцвет искусства в Голландии был связан с победой Нидерландской революции. Заказы на картины делала теперь не церковь (в протестантских храмах не было икон), а зажиточные горожане, желавшие украсить свои дома. В Голландии развивались такие жанры живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт. Всю жизнь работал не покладая рук, но умер в нищете великий мастер живописи Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Одна из лучших его картин – «Возвращение блудного сына». С конца XVI в. начался расцвет искусства в Испании, называемый часто «золотым веком» испанской культуры. Самым выдающимся художником этого периода был Диего Веласкес (1599–1660). Он писал как парадные портреты короля, его семьи и высшей знати, так и картины, посвященные простому народу («Пряхи»). Вторая половина XV – начало XVI вв. – время величайшего взлета изобразительного искусства в Италии, где в этот период лучшие черты гуманизма проявились в произведениях трех великих современников. Флорентиец Леонардо да Винчи (1452–1519) был энциклопедически развитым человеком: гениальным живописцем и ученым, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом. Как художник он больше всего интересовался человеком, его чувствами и мыслями («Мона Лиза»). Леонардо да Винчи был и инженером—изобретателем, намного опередившим свое время. Он разрабатывал устройства, которые можно назвать прообразами парашюта и вертолета, подводной лодки и водолазного костюма. Великим деятелем этого времени был Микеланд—жело Буонарроти (1475–1564) – скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт. На центральной площади Флоренции был установлен изваянный Микеланджело «Давид». Микеланджело выполнил грандиозную работу по росписи фресками потолка и стен Сикстинской капеллы в Ватикане. Он также разрабатывал проект огромного купола собора Св. Петра в Риме. Прекрасны исполненные гармонии и тихой грусти работы художника Рафаэля Санти (1483–1520). Самая знаменитая его картина – «Сикстинская Мадонна». Многие писатели—гуманисты резко осуждали феодальные порядки и обосновывали в своих трудах возможность существования нового справедливого общества. Английский писатель Томас Мор (1478–1535) явился основоположником нового жанра литературы – утопического романа, повествования о лучшем, более справедливом устройстве человеческого общества. В это время жил и творил великий писатель Вильям Шекспир (1564–1616). Глубокое проникновение в психологию человека обеспечило произведениям Шекспира долгую жизнь. Свой бессмертный роман «Дон Кихот» великий испанский писатель Мигель Сервантес (1547–1616) создал, сидя в тюрьме по ложному обвинению. Произведения Шекспира, Сервантеса и других авторов стали основой для творчества писателей Нового времени. Сокрушительный удар по картине мира средневекового человека нанес польский ученый Николай Коперник (1473–1543). Он пришел к выводу, что Земля не является центром мироздания, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600) развил учение Коперника. Согласно взглядам Дж. Бруно, не только Земля, но и Солнце – не центр мироздания. Бруно был предан суду инквизиции и сожжен на костре в Риме. Судьбы Бруно удалось избежать ценой отречения от своих взглядов Галилео Галилею (1564–1642) – изобретателю телескопа. Законы движения планет были вычислены Иоганном Кеплером (1571–1630).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ 16 В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ» з дисципліни «Всесвітня історія новітнього часу»