Вторая мировая война стимулировала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко использоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и судостроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государства придали экономическому развитию стабильность. Изменилась отраслевая структура экономики США, успешнее решались проблемы занятости населения. В первые послевоенные годы в США была успешно проведена конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчивый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США. Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развивалась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономическим лидером. Американская модель экономического развития в значительной мере использовалась многими странами свободного мира. В 60-е годы администрациями Президентов Д.Кеннеди и Л.Джонсона был взят курс на ускорение экономического роста. Расширилось государственно-монополистическое регулирование экономики. После небольшого спада в 1960-1961 г. наступил экономический подъем, продолжавшийся до 1967 г. Большую роль сыграло быстрое развитие научно-технической революции, которая создавала новые возможности для развития производства. Качественно менялась структура хозяйства. Успешно развивались новые отрасли экономики, преобразовывались старые. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Ведущее место в экономике заняли энергетика, электронная и химическая промышленность, производство средств автоматизации, средств связи, приборостроение. 71 Набирала силу аэрокосмическая промышленность. Значительные изменения происходили в структуре рабочей силы. Сокращалась численность занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве. В то же время наблюдался быстрый рост числа занятых в непроизводственной сфере. К началу 70-х годов появились первые признаки изменения экономической конъюнктуры. Замедлились темпы экономического роста. Застой в промышленном производстве сочетался с ростом безработицы, продолжающейся инфляцией и падением реальных доходов основной массы населения. Росло недоверие к американской валюте. Весной и летом 1971 г. оно приняло беспрецедентные масштабы. Ряд западных стран, в том числе ФРГ, Франция, Италия ввели ограничения на операции с долларом. Республиканская администрация Р.Никсона приняла решение о проведении серии чрезвычайных мер, которые получили название «новой экономической политики». Президентским декретом в стране было введено «чрезвычайное положение», компаниям предоставлялись значительные налоговые льготы, сокращался подоходный налог. Правительство установило государственный контроль над ценами и заработной платой. Вводился дополнительный 10%-ный налог на подавляющую часть импорта. Сокращалась помощь иностранным государствам. Были осуществлены и другие преобразования, направленные на поиск путей выхода из кризиса. Однако в 70-е годы экономика западных стран испытывала серьезные трудности. Кризис 1973-1975 годов был наиболее серьезным потрясением после второй мировой войны. В США он проявился в гораздо более острой форме по сравнению с другими развитыми странами. Глубокий структурный кризис середины 70-х годов вынудил США, как и другие развитые капиталистические страны, начать долговременную структурную перестройку экономики. Стали быстро внедряться новейшие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Быстрыми темпами создавались гибкие автоматизированные производства. Широко начала использоваться компьютерная техника. Одновременно началось широкое внедрение новых композитных материалов. Впервые стали внедряться в производство биотехнологии. Началось использование методов генной инженерии. Эта глубокая структурная перестройка экономики США продолжается уже более 20 лет. К началу 80-х годов США подошли с существенно ослабленными внутренними и международными позициями. Хозяй- 72 ственное положение страны ухудшалось. В экономике обозначились долговременные негативные тенденции. В 1980 - 1982 г. разразился очередной экономический кризис. В 1982 г. промышленное производство упало по сравнению с предыдущим годом на 8,2%. Кризис поразил все ведущие отрасли промышленности, сельское хозяйство, непроизводственную сферу. На президентских выборах в ноябре 1980 г. победу одержал кандидат республиканской партии Р.Рейган. Демократы потеряли большинство в сенате и уступили многие места в палате представителей. Пытаясь найти пути выхода из кризиса, администрация Р.Рейгана ограничила вмешательство государства в экономику, предоставила значительные налоговые льготы для капиталовложений. Снизились подоходный налог и налог на прибыль. Сократились бюджетные ассигнования на социальные цели. Поощрялась частная инициатива. Эти и другие мероприятия получили название «рейганомики». В целом «рейганомика» принесла США ощутимые результаты. В 80-е годы ускорился научно-технический прогресс, промышленность стала еще более конкурентоспособной в международном разделении труда. За годы правления администрации Р.Рейгана созданы миллионы новых рабочих мест, преимущественно в непроизводственной сфере. Снизились инфляция и безработица, увеличился потребительский спрос. Значительно усилился приток иностранного капитала. В начале 90-х годов в экономике США наблюдалась непродолжительная рецессия. Замедлились темпы роста во всех отраслях хозяйства. Однако к весне 1992 г. в экономике сложились предпосылки для выхода из спада. Темпы прироста ВВП в постоянных ценах в% к предыдущему году составили: в 1992 г. -2,3%, в 1993 г. - 3,2%, в 1994 г. - 4,1%. В среднем же за десятилетие (с 1985 по 1994 г.) они составили 2,6%. Успешными для экономического развития США оказались первые три года пребывания у власти администрации Президента Б.Клинтона. За это время улучшилась экономическая конъюнктура, что привело к снижению безработицы и инфляции. Сократился бюджетный дефицит с 290 млрд. до 220 млрд. долларов в 1994 г. В 1995 г. темп реального увеличения ВВП составил 2,0%, в 1996 г. - уже 2,4%. В 1997 г. темп реального роста ВВП может достигнуть 3,5-4% (в первом квартале был рекордный за последние десять лет прирост ВВП, равный 5,9%). Администрация Б.Клинтона надеется, что во время второго срока своего правления у власти дефициты федерального бюджета не превысят 1,0-1,5% ВВП. 73 К числу приоритетных направлений экономической политики нынешняя администрация демократов относит реконструкцию национальной транспортной системы, разработку новых технологий, защищающих окружающую среду, чистых и эффективных источников энергии, создание всеобъемлющей информационной системы, проведение эффективной программы конверсии военных производств. В последние годы заметна тенденция выработки приоритетных направлений в развитии американского общества, которые бы позволили США обеспечить устойчивое развитие. В ответ на призыв конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Президентский совет в США в своей программе определил 10 целей, которые позволят государству вступить на путь устойчивого развития: здоровая окружающая среда, экономическое процветание, справедливость, охрана среды, рациональное управление ресурсами, устойчивость территориальных общностей, вовлечение граждан в процессы принятия решений, стабилизация численности населения, международная ответственность, система образования. Особое внимание с начала 90-х годов США уделяют усилению влияния государственной научно-технической политики. Были приняты законы о защите национальных научно-технических интересов США, «превосходстве американской технологии» и стимулировании ее передачи в промышленность. Администрация Клинтона продолжила этот стратегический курс. В 1993 - 1996 г. через конгресс был проведен еще один пакет важных государственных актов о научно-технической политике США. Важное значение для обеспечения лидирующего положения страны в мире имеет и другая программа администрации Клинтона: «Критические технологии - основа национальной безопасности США». К началу XXI в. экономика США стала основным источником технического прогресса. На ее долю приходится 35,8% мировых расходов на производство новой технологии. Из 50 макротехнологий, которые обеспечивают ведущие позиции в мировом производстве, на долю США приходится 20 - 22, по которым они держат лидерство или разделяют его. Являясь лидером мирового экономического развития, США успешно отвечают на вызовы времени и вступили в XXI в. с новой экономикой. Таким образом, среди ведущих национальных приоритетов США основную группу составляют программы, связанные с НТР. Они - важнейшая часть экономической, социальной, военно- и внешнеполитической стратегии США. Очевидно, что 74 достижение этих уникальных целей позволит гарантировать каждому жителю США возможность всестороннего благополучия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экономическое развитие» з дисципліни «Всесвітня історія новітнього часу»