Еще одной молниеносной войной был двадцатидвухдневный конфликт между Индией и Пакистаном в 1965 году. В нем участники боевых действий были в военном отношении более или менее равны. Когда британцы в 1947 году разделили свою индийскую (колониальную. – Ред.) империю, Пенджаб (с преимущественно сикхским населением. – Ред.) был поделен между Индией и Пакистаном, а вопрос о Кашмире был оставлен открытым, чтобы его решить на плебисците. (Предоставляя давно назревшую независимость Индии, британцы решили создать на ее территории два государства – одно с преимущественно индуистским населением (Индия), другое – с преимущественно мусульманским населением (Пакистан). Это вылилось в массовые переселения, сопровождавшиеся погромами и убийствами. Иногда местные правители, исповедуя религию, отличную от религии большинства своих подданных, присоединяли свои земли к одному из государств, что становилось еще одним источником будущих бед. – Ред.) Застарелая ненависть, в основном религиозного характера, выплеснулась в войну за Кашмир в 1947–1948 годах, и обе страны позднее дважды оказывались на грани войны. Конфликт 1965 года фактически начался в январе в Большом Качском Ранне, пустынном, покрытом солончаками и, очевидно, бесполезном участке территории в сотнях километров к юго– западу от Кашмира. Позднее последовала лучше организованная Пакистаном операция в Кашмире в апреле. Индийцы контратаковали в мае, чтобы занять оборонительные позиции за линией прекращения огня 1947 года к северу и северо-востоку. Спорная территория большей частью довольно гористая (включая высочайшие горы Каракорума и др. – Ред.). Военные действия всерьез начались в августе. Организованные операции пакистанских партизан, которые снабжались по воздуху через демаркационную линию протяженностью 700 км, начались в горах Кашмира в четырех отдаленных друг от друга разных местах, причем одна группа почти достигла города Сринагар. Главная цель Пакистана, очевидно, состояла в том, чтобы спровоцировать антииндийское восстание, но этого сделать не удалось. Другая идея состояла в том, чтобы блокировать здесь индийские вооруженные силы, расколов их на пять отдельных групп. У Индии была более крупная армия. Обе стороны имели на вооружении различную бронетехнику. У Пакистана было около 1100 танков: легкие танки М-24 и М-41, средние танки М4А3, М4А1Е8, М-47 и М-48 и самоходные артиллерийские установки М7В1 и М3В2. Одна бронетанковая дивизия имелась в наличии, и еще одна была в стадии формирования. В индийской армии было около 1450 танков, легкие танки AMX-13, М3А1 и ПТ76 (плавающий танк советского производства); средние танки М-4, М4А4, М-48, «Центурион» 5–7, Т-54 и Т-55 (последние два также советского производства) и установленные на джипах 106-мм безоткатные орудия, а также противотанковые машины «Унимог». Некоторые из индийских «Шерманов» (M-4, M4A4) были вооружены 76-мм пушками канадского производства. В бронетанковых дивизиях у обеих сторон было примерно по 150 танков, но танки и самоходные артиллерийские установки были и в пехотных соединениях и частях. Ни у одной из сторон не было достаточно пехоты на бронетранспортерах или даже моторизованной пехоты. 14 августа пехотный батальон пакистанских регулярных войск перешел через линию, чтобы атаковать Бхимбар (75 км к северо-западу от города Джамму). Следующей ночью пакистанцы обстреляли из артиллерийских орудий индийскую позицию и пытались наступать. Индийцы, в свою очередь, овладели тремя позициями в горах к северо-востоку от Каргила (близ демаркационной линии), чтобы обезопасить важнейшую горную дорогу между Сринагаром и Лехом (в Восточном Кашмире). 20 августа пакистанская артиллерия обстреляла сосредоточения индийских войск неподалеку от населенных пунктов Титхвал, Ури и Пунч. Индийцы ответили двумя ограниченными атаками в глубь Северного Кашмира. 24 августа индийцы атаковали у Титхвала, захватив пик Дир-Схуба. Пакистанцы взорвали мост Мичпур. Индийцы в конце концов закрепились на позициях, господствующих над ключевой дорогой Сринагар – Лех, перекрыв главный путь возможного вторжения в Каргил (с севера по ущелью реки Инд). Другие индийские части перешли через демаркационную линию в районе Ури 25 августа, взяв несколько пакистанских позиций в горах и, наконец, захватив с тыла перевал Хаджи– Пир (ведущий к Пунчу). Эти войска, следуя от Ури, 10 сентября соединились с индийской колонной, наступающей из Пунча. К концу августа главные силы пакистанских партизан (диверсантов. – Ред.) ограничились проникновением в глубь территории Индии всего на 16 км. План пакистанских партизан был бы хорош, если бы ожидавшееся восстание в Индии произошло и если бы этот план лучше выполнялся. Две пакистанские бронетанковые бригады, каждая из сорока пяти танков М-47, с двумя пехотными бригадами поддержки 1 сентября из Бхимбара двинулись к Акхнуру на реке Чинаб, чтобы перерезать важную дорогу, а затем овладеть Джамму и городом. Это создавало опасность изоляции всех индийских войск из 100 тыс. солдат в горном Кашмире, поскольку перекрывались обе жизненно важные дороги (Джамму – место пересечения дорог на Сринагар (и далее на Лех и Ташиганг) и на Ури. – Ред.). Операция началась в 4.00 утра мощной артиллерийской подготовкой. Чтобы ввести в заблуждение противника, район к северу от Наушахры также был обстрелян артиллерией. За этим последовали три пробные атаки пехоты против одной индийской пехотной бригады и нескольких танков на оборонительных позициях возле Чхамба. В этом районе были две индийские пехотные дивизии, и они подтянулись к месту боев после начала пакистанских атак. У пакистанцев были подходящие для танков условия местности, в то время как индийцам приходилось подтягивать подкрепления по единственной дороге в трудных условиях. Ко второй половине дня 2 сентября индийцы подбили шестнадцать пакистанских танков, но Чхамб широким охватом с востока был пакистанцами взят. Пакистанская танковая колонна, следовавшая в направлении Акхнура, пыталась достичь стратегического моста через реку Чинаб шириной 1,5 км, жизненно важного для снабжения индийских сил, находившихся перед этой рекой. Индийцы попытались задержать наступление пакистанцев атаками с воздуха и утверждали, что уничтожили тринадцать танков. Сюда была вызвана и пакистанская авиация, но в дальнейшем активность в воздухе с обеих сторон была низкой.
ИНДО-ПАКИСТАНСКАЯ ВОЙНА Сентябрь 1965 г.
Атакующие пакистанцы 5 сентября достигли Нарианы и были в 8 км от Акхнура. Однако им не удалось захватить город из-за своей медлительной тактики и гибкости активной обороны, которую оказывали индийцы. Значительная часть пакистанских войск отсюда была выведена, когда индийцы начали атаку гораздо южнее, в Пенджабе, где местность ровная. Индия утверждала, что нанесла своими авианалетами большие потери пакистанской бронетехнике во время ее отвода, который тем не менее был умело завершен. Индийцы давно признали район Чхамба и Акхнура малопригодным для обороны из-за характера местности и решили, что лучшей обороной будет индийское наступление на Лахор. Индийское наступление на Лахор началось 6 сентября, второстепенным наступлением на Сиалкот на следующий день. Индийское наступление на Лахор 6 сентября велось по трем направлениям на фронте в 50 км тремя пехотными дивизиями с приданной им бронетехникой и двумя пехотными дивизиями в резерве. Северная группа индийцев атаковала по оси главной дорожной магистрали. Южная группа двигалась из района к востоку от Фирозпура в направлении на Кхем– Каран. Центральная колонна начиная с утра 7 сентября наступала от Кхалры в направлении пакистанской деревни Бурки. Целью наступления по всем трем направлениям был контроль над ирригационным каналом Ичхогил. Этот канал был более 40 м шириной и 4,5 м глубиной. Обращенный на восток, он служил в качестве своего рода ловушки для танков, защищая Лахор. Канал, в свою очередь, был защищен множеством долговременных огневых сооружений. Индийское наступление столкнулось с очень сильной пакистанской обороной вдоль канала. Очевидно, по этой причине индийцы предприняли еще одну атаку силами до бригады в 650 км к юго-западу от Фирозпура. Но вскоре в этом секторе снова стало спокойно – после 18 сентября, когда пакистанцы отбили атаку. На этом отступление от намеченной цели закончилось. 10-я пакистанская дивизия заняла оборонительные позиции перед Лахором всего за несколько часов до того, как начались индийские атаки, и восточнее канала еще не было пакистанской бронетехники. Оборонявшиеся были потрясены напором индийских атак, потому что к военным способностям индийцев они относились с презрением (издержки сотен лет господства в Индии мусульман над индусами; в конце концов многотысячелетняя арийская традиция и древнейшая культура одолели. – Ред.). В качестве меры предосторожности пакистанцы взорвали семьдесят мостов через канал Ичхогил, сделав его настоящим противотанковым рвом. Индийская центральная колонна к наступлению ночи первого дня захватила две деревни, в то время как северная колонна достигла городских предместий у канала, но была отброшена назад. Южная колонна наступала через Кхем-Каран в направлении Касура. Противодействие было настолько небольшим, что индийский командир опасался ловушки и отвел войска на левый берег реки Сатледж. В ночь на 6 сентября отряд пакистанских парашютистов был сброшен на индийские передовые военно-воздушные базы у Патханкота, Джаландхара и Лудхианы, но они большей частью приземлились с большим разбросом от целей и были к концу следующего дня окружены индийскими войсками. Создавалось впечатление, что ни у одной из сторон не было единого плана действий, и каждую операцию проводили так, будто не представляли, каким будет следующий шаг. В результате обе стороны, казалось, руководствовались эмоциями, а их усилия распылялись по такому широкому фронту, что у них не было достаточно сил для решающего прорыва в каком-либо месте. С обеих сторон проводилась намеренная эскалация войны (причем оба государства, очевидно, не задумывались о последствиях) – результат долгого периода недоверия и вражды друг к другу. И эта эскалация также, возможно, была вызвана отчасти тем фактом, что в своих попытках добиться прекращения огня наблюдатели ООН постоянно держали обе стороны в курсе того, что замышляет каждая из сторон. Индийцы атаковали Бурки, хорошо укрепленную деревню с одиннадцатью бетонными долговременными огневыми сооружениями, которым придали вид грязных бараков. Это была ночная атака, в которой танки использовали обе стороны. Второе крупное сражение непрерывно велось за деревню Дограй, которая была также хорошо укреплена, в дополнение к тому, что ее обороняли врытые в землю «Шерманы» и безоткатные орудия. Индийцы достигли восточного берега канала и подверглись интенсивному артиллерийскому огню, но контратак со стороны пакистанцев предпринято не было. Части индийской пехоты удалось переправиться через канал, но они не смогли закрепиться, обогнав свою бронетехнику, которая была перехвачена по дороге пакистанской авиацией. Деревня Дограй переходила из рук в руки несколько раз, прежде чем индийцы, наконец, взяли ее за несколько часов до прекращения огня 22 сентября. С самого начала сражение за Лахор шло непрерывно, но с переменным успехом вплоть до прекращения огня. Среди мостов, взорванных пакистанцами, один находился к северу от Лахора. Его отсутствие не давало продвигаться индийцам в этом направлении, но также и не давало пакистанцам атаковать индийцев с фланга. В результате этого индийский резервный танковый полк, находившийся севернее Амритсара, был переброшен в район Кхем-Карана, который подвергся натиску пакистанцев. Индийцы овладели Кхем-Караном силами своей 4-й пехотной дивизии и бронетанковой бригады и опять двигались на запад. В ночь на 7 сентября пакистанцы нанесли по левому индийскому флангу контрудар крупными силами. 1-я бронетанковая дивизия пакистанцев со средними танками М-47 и М-48, оборудованными приборами ночного видения, и с дополнительным полком легких танков М-24 сосредоточилась в районе Касура вместе с пехотной дивизией поддержки. После артиллерийской подготовки была проведена танковая атака по двум направлениям. Пять отдельных атак были проведены в следующие полтора дня, и индийцы были отброшены назад в Кхем-Каран. При нанесении первого удара пакистанские танки были подтянуты из Пакистана по туннелю под каналом и брошены в бой без дозаправки горючим. Индийцы же считали, что 1-я пакистанская бронетанковая дивизия находилась в районе Сиалкота. Однако, несмотря на то что в этих атаках были задействованы и вышеупомянутая танковая дивизия, и пехотная дивизия поддержки, прорыв индийской обороны совершен не был. Тем временем индийцы приготовили возле деревни Ассал– Уттар U-образную западню. Там пехота, артиллерия и танки окопались между дренажными каналами, которые в основном текли в северо-восточном направлении. Северный фланг этой позиции был защищен преградой в виде ирригационных каналов и размягченной от воды землей в результате затопления из-за перекрытия ключевых каналов. Южный фланг исключался с учетом минного поля, протянувшегося до реки Биас. Индийцы медленно откатывались назад на эту позицию для того, чтобы заманить пакистанцев в западню. Пакистанцы 8 сентября провели разведку боем – десятью танками М-24 и пятью танками М-47. Они отступили, попав под обстрел. Последовала ночная атака, но она была отбита индийской артиллерией, сосредоточенной в центре позиции. 9 сентября была подтянута и развернута на флангах сосредоточенной здесь артиллерии дополнительная индийская бронетанковая бригада. 10 сентября в 8.30 пакистанцы предприняли мощную атаку на северо-восток силами своей 5-й танковой бригады и 2-й пехотной дивизии. 3-я пакистанская танковая бригада оставалась в резерве на южном фланге. Атака захлебнулась. Пакистанские танки повернули на поле высокого сахарного тростника, за которым скрывалась окопавшаяся индийская пехота с приданными ей танками «Центурион». Как только пакистанская бронетехника раскрыла себя волнистыми движениями сахарного тростника около 3-метровой высоты, «Центурионы» открыли огонь при поддержке 106-мм безоткатных орудий, установленных на джипах. Затем, не проведя разведки, 4-я танковая бригада провела разбросанную по фронту атаку индийского северного фланга. Когда она вышла на затопленное место, то повернула на юг, и по ней был нанесен удар во фланг индийскими «Шерманами» (с 76-мм пушками), стрелявшими из окопов. Пакистанцы в течение ночи отошли, бросив 30 поврежденных танков, а также десять исправных танков, у которых кончилось горючее. Потери в личном составе были велики и включали командира дивизии и его артиллерийского офицера. Пакистанские войска были отведены в Кхем-Каран, где они окопались, удерживая три полосы индийской территории по полтора десятка километров каждая до прекращения огня. Атака пакистанцев предполагала движение двумя колоннами. Южная колонна должна была взять мост через реку Биас, являвшийся отрезком главной магистрали, после удара параллельно реке. Северная колонна должна была взять Амритсар. Центральная колонна также намеревалась достигнуть главной магистрали. Планом движения принимался во внимание характер местности – с параллельными реками, многочисленными каналами и множеством дренажных каналов, которые тянулись примерно параллельно на северо-восток от пограничного района. Это представляло бы угрозу для Индии и было возможным развитием событий, которого всегда опасались индийцы. Именно по этой причине в районе города Джаландхар находилась индийская танковая дивизия и другие войска. Кроме 1-й индийской бронетанковой дивизии, у Джаландхара были также четыре пехотные и горные дивизии. Основная масса пакистанской армии располагалась в Пенджабе. 4 сентября индийская бронетанковая дивизия погрузилась на поезд в Джаландхаре. Она прибыла в Джамму утром 8 сентября и выгрузилась. Затем ночью она выдвигалась в направлении Сиалкота. Движение трех тысяч различных машин (включая 150 задействованных гражданских грузовиков) по единственной дороге таило опасность нанесения противником сокрушительного удара с воздуха, но риск оправдался. Вместе с 1-м индийским корпусом, который был задействован в этом районе, была предпринята демонстративная отвлекающая атака в направлении Акхнура, но настоящая атака была предпринята из Самбы тремя колоннами в направлении Пхиллоры, где была расположена большая часть пакистанской бронетехники. Как уже ранее упоминалось, через день после начала индийского наступления на Лахор I индийский корпус в ночь на 7 сентября начал атаку возле Сиалкота против IV пакистанского корпуса, 15-й дивизии и шести полков средних и легких танков, оборонявших этот город. 7-я пакистанская пехотная дивизия, которая выдвинулась из Чхамба вместе с парашютно-десантной бригадой и с только что сформированной 6-й бронетанковой дивизией во главе, была готова к наступлению. Этот район был защищен целым рядом долговременных огневых сооружений, а также значительным количеством пакистанской артиллерии. В районе площадью около 12 км2 равнинной местности началось то, чему суждено было стать пятнадцатидневным сражением – на близкой дистанции и во всепоглощающей пыли – между 400 и 60 танками, то и дело вводившимися в бой. Индийцы предприняли по меньшей мере пятнадцать крупных атак танками и пехотой. Индийская бронетанковая колонна к северу и пехотная колонна с частью бронетехники к югу нацелились на Сиалкот. Тяжелые бои с участием танков и пехоты произошли у Пхиллоры и Чавинды. Непосредственной целью индийцев была железная дорога Лахор – Сиалкот. 8 сентября к 9.00 индийцы достигли Пхиллоры. Индийская бронетехника понесла большие потери, потому что она имела тенденцию двигаться впереди поддерживающей ее пехоты и подставляла свои фланги огню противника. Много танков АМХ-13 были захвачены пакистанцами неповрежденными. За пакистанской контратакой 8 сентября последовали два дня перегруппировки и рекогносцировки. В сражении у Пхиллоры между 1-й индийской бронетанковой дивизией и 6-й пакистанской бронетанковой дивизией пакистанские танки также понесли тяжелые потери из-за того, что находились слишком близко друг к другу. Резервов не оставалось. Обе стороны бросали в бой все, что у них имелось. Наконец десять массированных атак индийских танков и пехоты, с ударами танков с разных направлений, привели к взятию Пхиллоры, которая пала под ударами южной группировки индийцев 12 сентября. Затем последовало трехдневное затишье для новой перегруппировки сил. 14 сентября индийцы атаковали «Центурионами» и «Шерманами» Чавинду, ключевой пункт железнодорожной линии Сиалкот – Пасрур. 15 сентября индийцы перерезали железную дорогу у Чавинды и между Пасруром и Сиалкотом. Пакистанцы контратаковали, но использовали свои танки слишком рассредоточенно, и у них не хватало ударной силы. У Дера-Нанак пакистанские саперы взорвали стратегический мост через реку Рави для того, чтобы блокировать третье наступление индийцев, тем самым, однако, исключая для себя возможность совершить широкий охват индийского левого фланга. Атака пакистанцев 20 сентября железной дороги Сиалкот – Сугхетгарх провалилась. 3-я индийская кавалерийская (танковая) часть, оснащенная «Центурионами», и 2-я бронетанковая бригада, вооруженная «Шерманами», сильно их потрепали. После этого на фронте стало спокойно вплоть до прекращения огня. Сиалкот был лишь частично окружен. Железной дороги индийские войска достигли, но главная железнодорожная магистраль и шоссейная дорога, тянущиеся в западном направлении, не были затронуты. Взятие Сиалкота перерезало бы линию снабжения пакистанских войск у Чхамба и поставило бы под угрозу столицу Пакистана Равалпинди. В какой-то момент в самый разгар сражения индийский главнокомандующий сорвался и приказал отступать, но местный командир отказался выполнить приказ. Война продолжалась двадцать два дня, закончившись быстро, ничего не решив и измотав обе стороны, после многих дипломатических усилий. К моменту прекращения огня, 23 сентября в 3.30 утра, Индия удерживала выступ Ури – Пунч и территорию в районе Титхвала, Сиалкота, а также полосу земли в Пенджабе между каналом Ичхогил и границей. Пакистан удерживал территорию, захваченную в наступлении на Чхамб и Акхнур, и узкий клин в районе Кхем-Карана. Результатом стала боевая ничья – в ответ на призыв ООН (особые усилия приложил СССР. – Ред.) к миру. И хотя перемирие временами нарушалось (обеими сторонами), оно стало к концу года более или менее соблюдаться. Субъективные мнения участников конфликта и расхождения в донесениях с обеих сторон делают изучение трудным, но очевидно, что потери в личном составе у индийцев (которые много атаковали) были в два раза выше, чем у пакистанцев. Индия признавала, что потери составили 2226 убитыми и 7870 ранеными, и утверждала, что 5800 пакистанцев было убито, но это было преувеличением. Пакистан понес большие потери в младшем командном составе и в военной технике, помимо бронетехники. Было сбито 70 индийских самолетов, а Пакистан потерял около 20 самолетов. Пакистан потерял около 200 танков при еще 150 поврежденных, но подлежащих восстановлению. Это составило 32 процента от всей его бронетехники. Потери индийской стороны в бронетехнике выражались в приблизительной цифре 180 танков с еще двумя сотнями поврежденных, но подлежащих восстановлению машин, или около 27 процентов всей наличной бронетехники. Позднее сообщалось, что 11 пакистанских генералов и 32 полковника были отправлены на пенсию. В Индии состоялось несколько военных судов и несколько офицеров были отстранены от командования, но дальнейших подробностей не было выявлено. Пакистанцы могли претендовать на превосходство в действиях их артиллерии, но ни одна из сторон не могла претендовать на превосходство действий их танков, хотя индийцы как будто продемонстрировали несколько большее мастерство во владении оружием и в маневрировании. Позднее индийцы утверждали, что пакистанская пехота часто перевозилась в боевых машинах пехоты, но редко слезала с них и проявляла слишком большую зависимость от своих танков; что технические характеристики пакистанских танков американского производства требовали от пакистанских танкистов большей подготовки, чем та, которую они получили, и больше той, что требовалась индийцам для их танков АМХ-13 и «Центурионов»; и что американские танки легче взрывались из-за того, как был расположен в них боекомплект. И все-таки кое-что из этой критики в отношении обеих сторон, пожалуй, может быть сглажено. Это следует из заявления, сделанного у Сиалкота генерал-лейтенантом О.П. Данном, командующим 1-м индийским корпусом. В частности, генерал признал, что применявшиеся танки были слишком сложными для простых солдат из крестьян с обеих сторон, добавив, что «это лишний раз подтверждает старую истину о том, что не за машиной, а за человеком, управляющим этой машиной, – последнее слово».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индо-пакистанский конфликт Сентябрь 1965 года» з дисципліни «Великі танкові бої - Стратегія і тактика 1939-1945»