ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія Всесвітня » Великі танкові бої - Стратегія і тактика 1939-1945

Третье сражение на Ипре, Бельгия 31 июля – 10 ноября 1917 года
С середины лета 1917 года русский фронт постепенно рушился (результат Февральской революции и преступного Приказа № 1 Петроградского совета, лишавшего офицеров дисциплинарной власти над солдатами. – Ред.), и немцы начали постепенно перебрасывать войска на Западный фронт. Третье сражение на Ипре в Бельгии воспринималось как бег наперегонки со временем. Британцы намеревались захватить небольшую возвышенность в 5 км к востоку от Ипра, для того чтобы обойти с фланга бельгийское побережье, и очистить ее прежде, чем подойдут немецкие войска, переброшенные из России.
Территория, на которой велись боевые действия, почти полностью состояла из возделанной земли приблизительно на уровне моря. Собственно говоря, одно время и сам Ипр был морским портом. Две армии стояли друг против друга в этом районе почти три года, и в результате непрерывных артобстрелов Ипр уступал только Вердену по произведенным разрушениям. Планирование операции началось за шесть недель до 31 июля, дня, установленного для начала сражения. В то время, когда приступили к планированию операции, земля была сухой, но в июле начались дожди, в результате чего, кроме очень низкой гряды вдоль западного берега реки Стенбек и еще одной гряды, тянущейся от леса Полигон через деревню Зоннебеке к возвышенности и населенному пункту Пасхендале (Пашендэйл), местность превратилась в почти непроходимое болото. Но британцы упрямо стремились вперед.
План состоял в том, чтобы предварить фактическую атаку артобстрелом в течение восьми дней артиллерийских позиций противника, вслед за чем последуют шестнадцать дней интенсивного основного артиллерийского обстрела 2300 орудиями, по 6,5 метра фронта на каждое из них. За этим должен был последовать штурм пехоты, развитие успеха, перегруппировка и возобновление атаки. Танки должны были заниматься опорными пунктами противника и идти за пехотой последовательными волнами. Одна волна танков должна содействовать взятию первого объекта, как показано на карте, следующая волна должна продолжить наступление на второй объект, и завершающая волна должна содействовать взятию третьего объекта. Было 216 боевых танков наготове плюс 36 танков снабжения, два танка радиосвязи и несколько спасательных танков, т. е. почти все британские танковые силы. 36 боевых танков оставались в армейском резерве. Понадобился 21 железнодорожный состав для того, чтобы в течение двух ночей перебросить танковые батальоны в тыловые районы, где они стояли, накрытые брезентом и камуфляжными сетками. Ночные передвижения были необходимы для того, чтобы не быть замеченными с воздуха и атакованными.
Первыми британскими танками были танки серии Mk I (Марка I), Mk II (Марка II), Mk III (Марка III). В операции, о которой идет речь, предусматривалось использование танков Mk IV (Марка IV). Все они внешне походили друг на друга: знакомая ромбовидная форма с гусеницами по периметру машины и вооружение в спонсонах по каждому борту. Некоторые были вооружены 57-мм орудиями и четырьмя пулеметами, другие – только шестью пулеметами и соответственно назывались пушечными и пулеметными танками. Семь человек составляли экипаж каждого из них, и для этих первых машин требовался один водитель плюс по одному помощнику– рулевому с каждого борта, которые поочередно по сигналу переключали передачу. Броня была толщиной всего 6—12 мм, хотя машина весила около 28 тонн.


ИПР
31 июля 1917 г.

Танки радиосвязи были новинкой в этой операции, и их предполагалось использовать с целью осуществления управления и контроля. Танками снабжения были более старые танки Mk I и Mk III с бортовыми спонсонами, в которые вместо установленного вооружения помещали доставляемые предметы снабжения. Во всех моделях двигатели располагались в отделении экипажа, и люди часто получали ожоги из-за крена машины во время движения. Выхлопные газы двигателя и пороховой дым при стрельбе были едкими, а захватываемая гусеницами грязь липкой слизью осаждалась на полу, нередко в несколько дюймов толщиной. Танки-спасатели – также новшество в этой операции – представляли собой танки, переделанные из пушечного бронетранспортера, который первоначально был разновидностью грузового гусеничного транспортера.
Еще одно приспособление, новинка в этой операции, – балансир. Это была деревянная балка, похожая на железнодорожную шпалу; она была длиннее общей ширины машины и покоилась на надземных рельсах. Балансир мог быть прикреплен зажимами и цепями к гусеницам таким образом, чтобы его переносило вокруг танка, давая сцепление каждый раз, когда он проходил под танком. Чтобы им манипулировать, требовался член экипажа, который, прикрепляя бимс к гусеницам, был вынужден подставлять себя под огонь противника.
Германская линия фронта у Ипра была просто цепью воронок от снарядов, к которым примыкали траншеи. Следущие за ними рубежи состояли из траншей с бетонными долговременными огневыми сооружениями или бункерами с интервалами между ними в качестве опорных пунктов, в каждом из которых было от тридцати до сорока солдат. Линия фронта удерживалась слабо, и планами немцев предусматривалось, что солдаты в случае атаки отступят. Резервы в следующих рубежах делали возможным нанесение контрударов до того, как атакующий успеет закрепиться на какой-либо занятой им территории. Немцы знали, что готовится новое наступление, а от захваченного германскими разведчиками пленного им стало известно о сосредоточении британских танков. Однако немцам не верилось, что британцы введут на такой разбитой местности и раскисшей земле в бой танки, поэтому они лишь изредка подвергали артобстрелу район сосредоточения.
Километры насыпных дорог или деревянных настилов были проложены для продвижения войск к рубежу атаки, оборудовано много полевых складов, при этом использовались небольшие узкоколейные железные дороги. Были также разработаны планы строительства мостов через каналы и реку Стенбек.
Четвертой и окончательной целью были немецкие позиции на относительной возвышенности, тянувшейся через Брудзейнде к востоку от Ипра и называемой грядой Брудзейнде и долиной Стенбека. Местность была покрыта воронками от разорвавшихся артиллерийских снарядов, которые быстро заполнялись дождевой водой. Участок недалеко от канала Ипр – Комин к северу от заповедника удерживал 2– й британский корпус, состоявший из пяти дивизий и отвечавший за защиту фланга, 2-я танковая бригада должна была выставить 16 танков против первой цели, 24 – против второй и третьей, а восемь танков держать в резерве. Из-за болот и лесов было только три возможных подхода в этот район, а значит, танки подставлялись, становясь объектом интенсивного обстрела.
В районе непосредственно к востоку от Ипра, который удерживался британским корпусом из четырех дивизий,
3– я танковая бригада выделила 24 танка на вторую цель и 24 – на третью; 24 танка были оставлены в резерве. В районе XVIII корпуса из четырех дивизий к северо-востоку от Ипра по 12 танков 1-й танковой бригады были выделены на вторую и третью цели, в то время как 12 танков оставались в резерве. Остававшиеся 37 танков были оставлены в армейском резерве. К северу от XVIII корпуса вдоль канала Изер– Ипр XIV британский корпус без бронетехники защищал левый фланг, а 1-я французская армия взаимодействовала с англичанами в наступлении на левом фланге, также без бронетехники. 2-я британская армия поддерживала наступающих справа.
После 16 дней артиллерийского обстрела, во время которого было выпущено четыре с четвертью миллиона снарядов, час «Ч» наступил в 3.50 утра 31 июля. Все предыдущие недели моросил мелкий дождь, а в ночь атаки пошел сильный дождь. Атака началась с чередующегося заградительного огня, и германский фронт был подавлен почти сразу перед наступлением пехоты. Первая волна из 52 танков остановилась и не могла двигаться дальше до наступления дня из-за труднопроходимой местности.
В полосе наступления II корпуса пехота была задержана у первой цели, и танкам пришлось двигаться по узким проходам и подвергаться интенсивному артиллерийскому огню. Вторая волна из 24 танков быстро уменьшилась до 14 от артобстрела, неполадок или увязнув в болоте, и остановилась. Затем была введена в бой часть резерва, но пробился только один танк. Атака захлебнулась. К концу дня все английские танки были подбиты.
Половина из 48 танков в первых двух волнах XVIX корпуса были подбиты или брошены. Резерв из 24 танков был затем выдвинут вперед, но встретился с трудностями в заболоченной местности близ р. Стенбек. Девять танков, которым удалось прорваться, прибыли слишком поздно, чтобы быть полезными.
XVIII корпус слева действовал несколько лучше. Их 24 танка использовались эффективно: они достигли третьей цели, прежде чем немцы успели отбросить их контратаками.
В общей сложности 77 танков завязли в болоте и 42 были уничтожены артиллерийским огнем. Потери пехоты были высокими, но танковые экипажи держались несколько лучше. Летавшие на небольшой высоте немецкие самолеты в некоторых случаях останавливали танки (поражая их сверху, где броня была совсем тонкой. – Ред.), которым потом еще доставалось от германской артиллерии. Даже новые балансиры не смогли уравновешивать танки, двигавшиеся в рыхлой грязи и пытавшиеся уклоняться от обстрела.
После того как ближе к вечеру была захвачена вторая цель, немцы контратаковали при сильном ливне, оттеснив британцев назад. К наступлению ночи британцы удерживали низкую грязную гряду первой цели и еще немного территории, захватив 6 тыс. пленных и много пулеметов. Немцы продолжали свои контратаки всю ночь при поддержке артиллерийского огня. Затем дождь, который продолжался четыре дня, заставил наконец обе стороны прекратить боевые действия, сбивая темп наступления британцев и давая немцам возможность перегруппироваться. Кроме дорог, весь район боев превратился в непроходимое болото. Донесения пехотинцев после сражения разнились, что касается ценности бронетехники, то общий тон был таков, что она была бесполезна.
Дожди продолжались две недели вперемежку с артиллерийскими обстрелами с обеих сторон, но с очень незначительной активностью иного рода, за исключением атак местного значения силами II корпуса 2 и 10 августа, обе они провалились.
16 августа после нескольких дней сухой погоды 12 из 36 танков из армейского резерва были выделены XVIII корпусу для атаки, но из 12 танков, которые начали выдвигаться на рубеж атаки, ни один не прибыл, главным образом потому, что требовалось, чтобы они двигались ночью. Не получив разрешения следовать по дорогам, которые использовались для целей снабжения, танки застревали в попытке свернуть с дороги, когда уступали путь машинам снабжения. Как для немцев, так и для британцев вошло в привычку время от времени обстреливать артиллерийскими снарядами дороги по ночам, и, следовательно, их приходилось оставлять свободными для проезда быстрых грузовиков и гужевого транспорта. Поэтому пехота атаковала без танков.
Еще одна атака снова была предпринята в полосе XVIII корпуса 19 августа. На этот раз пехоте и танкам было разрешено использовать дороги. К тому же не было предварительной артподготовки в ограниченной атаке, которую предполагалось провести против шести долговременных огневых сооружений в районе Сен-Жюльен – треугольная ферма – Коккрофт. Вместо этого была использована дымовая завеса, чтобы ослепить немцев и изолировать эти позиции. Восемь танков были задействованы, а четыре оставлены в резерве. Танки обогнули полосу дыма, и два танка вышли на каждое из бетонных огневых сооружений с тыла, при поддержке пехотного взвода. Каждое долговременное огневое сооружение защищал гарнизон силой до роты и до сих пор, казалось, не поддавался артиллерийскому огню. Через два часа атака увенчалась успехом, а потери составили всего 15 пехотинцев.
Заслуга этой небольшой операции в рамках более крупной состояла в спасении британского танкового корпуса от роспуска, потому что она смягчила растущее чувство того, что бронетехника не имеет никакой ценности, и помогла не принимать во внимание поступавшие до этого негативные донесения от командующего 5-й британской армией. Кроме того, она привела к одобрению планирования танковым корпусом атаки на Камбре в ноябре.
Более крупные атаки были предприняты 22 августа II, XVIX и XVIII корпусами, но дались дорогой ценой и мало что принесли. Четыре танка со II корпусом, 18 с XVIX корпусом и 12 с XVIII достигли фронта, но были полезны главным образом для того, чтобы отбивать контратаки немцев. Четыре танка 2-й бригады были задействованы к востоку от леса Санктуари для поддержки атаки, которая не достигла успеха. Четыре танка были выделены в тот же район 26 августа и еще четыре 27 августа, но так и не достигли линии фронта. Ночь за ночью танки с трудом пробивались туда, чтобы принять участие в какой-либо атаке, но все они проходили без их участия, потому что танки так и не подошли.
Половина пехотных дивизий была отведена 11 сентября для пополнения, а 2-я и 3-я танковые бригады – для ремонта и отдыха. Три остававшихся танковых батальона 1-й танковой бригады получили новые танки и были пополнены танковым батальоном из Англии.
Погода улучшилась в сентябре, но почва оставалась болотистой. Немцы осознавали зависимость танков от дорог и повалили поперек них деревья. Британцы решили изменить тактику, проводя единовременные мелкие атаки. После семи дней артиллерийского обстрела при густом тумане 20 сентября по всей линии фронта должны были быть введены в бой 34 танка, но лишь один достиг рубежа, другие остановились у деревьев. Атака местного значения с пятнадцатью танками возле деревни Зоннебеке после пяти дней артподготовки провалилась 26 сентября. Несколько дней отдельные атаки провели немцы, впервые применив огнеметы. Британцы более успешно действовали 4 октября. Три танка были применены в тот день возле леса Полигон и 12 танков пригодились VIII корпусу во взятии Пелкапель без потерь. В этой атаке не было никакой артиллерийской подготовки, и немцы, сами сосредотачивавшиеся для атаки, были застигнуты врасплох. Танки научились проходить через поваленные деревья под углом, и дороги для следования танков были обозначены белыми лентами на земле за ночь до атаки. Их успех также удивил британцев, которые не планировали развитие успеха.
Во второй половине дня 4 октября снова пошел дождь, и он продолжался весь октябрь. Два танка, которые должны были быть введены в бой по плану вместе с наступающей пехотой 7 октября, не смогли продвигаться, потому что дорогу им перегородил брошенный танк. Окончательный провал случился 9 октября, когда восемь танков должны были атаковать укрепленные пункты за деревней Пелкапель. Они выдвинулись ночью и достигли деревни. Немцы обстреляли из орудий дорогу, подбив первые два танка, которые перегородили дорогу для других. Поворачивая назад, последний танк зацепился за брошенный танк. Колонна оказалась в западне, и все танки были обречены. Все они взлетели на воздух, подорванные британцами в последующие ночи для того, чтобы освободить дорогу.
Погода продолжала оставаться плохой, но бои не прекращались до тех пор, пока 6 ноября не добрались до Пасхендале (Пашендэйл). Последний штурм, в ходе которого этот городок удалось взять, был целиком делом рук пехоты и артиллерии. Наступление, которое заняло три месяца, стоило британцам почти 400 тыс. человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести, продвинуло линию фронта британцев всего на 6 км. (Немцы потеряли 240 тыс. – Ред.)
Понадобилось много времени для того, чтобы извлечь из всего этого урок – прежде всего в том, что танки следует использовать на подходящей местности, хотя это было очевидно еще до того, как началось сражение. Опасность использования простреливаемых узких проходов всегда была риском в бою, и этого всегда следовало избегать – еще один извлеченный урок. Необходимость тесного взаимодействия танков и пехоты была отмечена, а ценность предварительных длительных периодов артподготовки была наконец поставлена под вопрос.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Третье сражение на Ипре, Бельгия 31 июля – 10 ноября 1917 года» з дисципліни «Великі танкові бої - Стратегія і тактика 1939-1945»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Оцінка і управління кредитним ризиком
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Модель протоколів INTERNET
АТ-команди


Категорія: Великі танкові бої - Стратегія і тактика 1939-1945 | Додав: koljan (06.04.2013)
Переглядів: 624 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП