ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія Всесвітня » Історія першої світової війни 1914-1918

Северный русский морской театр
В планах России военные действия на Северном морском театре первоначально не предусматривались. Никакого военно-инженерного оборудования не производилось. Оборонительных сооружений не было. Наблюдение за побережьем осуществлялось посыльным судном «Бакан». Только с началом войны, когда Россия лишилась связей со своими союзниками через Балтийское и Черное моря, правящие круги обратили взор на Северный [392] морской театр с его коммуникациями. Началось спешное развитие существующих портов на Белом море и создание новых на Баренцевом, реконструкция железной дороги Архангельск — Вологда, постройка Мурманской железной дороги, строительство оборонительных сооружений и организация защиты морских сообщений.
Эти мероприятия требовали затраты больших материальных и людских ресурсов, вследствие чего их реализация затянулась. Реконструкция железной дороги Архангельск — Вологда была закончена в январе 1916 г., строительство Мурманской дороги велось отдельными участками и завершилось в 1917 г. Несколько лучше обстояло дело с реконструкцией Архангельского порта, который являлся главным на всем русском Севере. В 1914-1915 гг. здесь были проведены крупные работы: углублены фарватеры (до 7,4 м), увеличено количество причалов (с 7 до 50), построена военная пристань в Бакарице, развернулось строительство складов и т. д. Для обеспечения навигации в зимний период были приобретены в Канаде 2 ледокола («Канада» и «Линтроз», переименованные впоследствии в «Литке» и «Садко») и заказано 7 ледоколов, из которых 2 предназначались для нужд военного флота. Ледоколы позволили продлить первую навигацию военного времени до конца января 1915 г., проведя за собой в Архангельск и обратно 146 судов{380}.
Первые меры по обороне Архангельского порта с началом войны принял командир посыльного судна «Бакан» капитан 2-го ранга Поливанов. На маяках горла Белого моря, связанных телефоном с Архангельском, были установлены наблюдательные посты, подготовлены плавсредства для заграждения фарватеров в устье реки Северная Двина, на о. Мудьюг установлена батарея из четырех 47-мм орудий, снятых с «Бакана»{381}. Вышестоящее командование продолжало беспечно относиться к обороне беломорских сообщений. Оно забеспокоилось лишь тогда, когда в горле Белого моря стали подрываться и тонуть суда. Оказалось, что еще в конце 1914 г. противник начал скрытно ставить здесь мины. К началу навигации 1915 г. германское командование направило в горло Белого моря вспомогательный крейсер «Метеор», который поставил отдельными банками 285 мин. На вражеских минах погибло несколько торговых судов и подорвался английский вспомогательный крейсер «Арланц»{382}.
В июне 1915 г. создается должность главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря. С этого времени оборона [393] Архангельского порта и защиты морских сообщений на театре приобретают более организованный и действенный характер. Была образована партия траления, которая в сентябре 1915 г. имела в своем составе 18 тральщиков и 9 вспомогательных судов. Англичане по соглашению с русским командованием создали свою партию траления{383}. У входа в горло Белого моря на линии мысов Святой Нос и Канин Нос был развернут дозор из вооруженных судов. Количество береговых наблюдательных постов в этом районе увеличили до 6. Были установлены радиостанции на о. Моржовец и на мысах Святой Нос и Канин Нос. Бар Северной Двины стали охранять гидрографические суда «Мурман» и «Лейтенант Овцын». 1 сентября поперек бара было выставлено заграждение из 130 инженерных мин. На о. Мудьюг дополнительно сооружена батарея из двух 152-мм орудий. На берегах рукавов Северной Двины установили 4 наблюдательных поста{384}.
Была введена новая организация перехода транспортных судов: у м. Святой Нос собирались группы из 15 — 17 судов и проходили горло Белого моря за тральщиками. От о. Сосновец до Архангельска шли самостоятельно. До декабря 1915 г. в конвоях было проведено 198 судов. Подорвалось на минах 12 судов. Всего в 1915 г. прошло в обоих направлениях 1184 паровых и парусных судна{385}.
Одновременно принимались меры по обороне Кольского залива с его портами Александровск (Полярный) и Кола. В январе 1916 г. был сформирован отряд кораблей в составе минного заградителя «Уссури», двух вспомогательных крейсеров, одного тральщика и одного военного транспорта. Корабли базировались на Александровск. Началось сооружение береговых батарей. Были организованы корабельные дозоры у м. Летинский и на линии о. Кильдин — м. Цып-Наволок{386}. Однако образование отряда обороны Кольского залива еще не решало проблему защиты морских сообщений на Севере. Для этого необходимо было создание более крупного соединения морских сил. Но Россия не имела на Североморском театре кораблей для такого соединения. Союзники же ее — Англия и Франция — под разными предлогами уклонялись от реальной помощи. Только когда они сами стали нести потери в кораблях и судах, ими были посланы на русский Север несколько старых крейсеров и траулеров{387}. Однако английское [394] Адмиралтейство упорно не соглашалось на передачу своих кораблей в подчинение русскому командованию. На формирование совместных соединений оно шло только при условии распространения власти английских командиров и на русские корабли.
Надеяться на серьезную и бескорыстную помощь союзников не приходилось. Правители Англии и Франции настойчиво добивались скорейшей доставки из России войск экспедиционного корпуса — «пушечного мяса» для империалистов Антанты. Что касается своего вклада в союзническое дело, то они не спешили. Выход представлялся один: для защиты морских сообщений на театре нужно было создавать свои собственные силы. Но где взять для этого корабли? Балтика дать не могла. Черноморский флот — тем более. Оставался Дальний Восток — Сибирская флотилия, которая не вела военных действий. Но там были старые корабли времен русско-японской войны. Часть из них была уже направлена на Балтийское и Черное моря. Решили взять с Дальнего Востока все, что могло принести хотя бы какую-нибудь пользу. Кроме того, были куплены у Японии за 15 млн. рублей золотом погибшие в войну 1904-1905 гг., но поднятые и отремонтированные японцами линейный корабль «Чесма» (бывш. эскадренный броненосец «Полтава»), крейсера «Пересвет» и «Варяг». В Италии заказали одну подводную лодку, в Англии — 20 тральщиков, в США — 3 тральщика. Многие из этих кораблей прибыли на русский Север с большим запозданием — в конце 1916 г. и в 1917 г., а крейсер «Пересвет» вообще не дошел до места назначения. Он погиб на немецких минах у Суэцкого канала{388}.
19 июля 1916 г. последовал приказ о сформировании флотилии{389} Северного Ледовитого океана. Она первоначально должна была иметь в своем составе отряд крейсеров, дивизию траления, отряд судов обороны Кольского залива, охрану водного района Архангельского порта, службу наблюдения и связи{390}. На корабельные соединения флотилии возлагалась проводка судов на миноопасных участках, охрана их в местах сосредоточения в ожидании проводки (Иокангский рейд, Печенга) и в портах во время разгрузки и погрузки, несение дозорной службы на подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря, а также оборона своего побережья совместно с береговыми частями. В октябре была введена должность командующего флотилией, который одновременно являлся главноначальствующим г. Архангельска и района Белого [395] моря. На нее был назначен вице-адмирал Коровин (Кербер){391}. Развертывание флотилии затянулось из-за разновременного прибытия кораблей на театр.
Формирование флотилии и увеличение объема межсоюзнических перевозок потребовали дальнейшего развития существующих на театре баз и портов и создания новых. В 1916 г. началось строительство Иокангской базы, а также новой базы в глубине Кольского залива у Семеновых островов. Одновременно было приступлено к сооружению торгового порта в Кольском заливе у с. Романово ( будущий Мурманск). Расширялась на театре также сеть береговых батарей и наблюдательных постов. Совершенствовалась дозорная служба. Выполнение этих мероприятий затягивалось. Основной причиной была нехватка материалов, вооружения, рабочей силы. В ноябре 1916 г. строительство Иокангской базы было прекращено с тем, чтобы ускорить сооружение порта Романово и новой базы в Кольском заливе.
Германское командование, учитывая важность северных коммуникаций, связывавших Россию с Англией, Францией и нейтральными странами, распространило во второй половине 1916 г. активные действия подводных лодок и на эти морские пути. 4 августа и 2 октября немецкие подводные заградители выставили при входе в горло Белого моря 72 мины, на которых вскоре подорвалось и погибло несколько судов{392}. С сентября неприятельские лодки стали появляться на подходах к Кольскому заливу. Одновременно действовало не менее 5 — 6 лодок{393}. Создалась серьезная угроза северным морским коммуникациям.
Русским морским командованием были приняты меры по противолодочной обороне: усилены дозоры на подходах к Кольскому заливу и к горлу Белого моря, на участке от норвежской границы до Иоканьги введено конвоирование судов с наиболее ценными грузами, объявлена запретная зона для плавания судов, дополнительно сооружено несколько береговых батарей, усилено наблюдение за вражескими лодками. Это имело положительное значение. Потери в судах уже в октябре почти прекратились. Однако недостаток в боевых кораблях, особенно в миноносцах, создавал исключительные трудности в борьбе с подводными лодками противника.
Противник не ограничился действиями непосредственно на коммуникациях, чтобы сорвать доставку военных грузов в Россию из-за рубежа. Он прибегнул также к организации диверсий. 6 (19) июля 1916 г. в городской черте Архангельска по [396] «неизвестным причинам» вспыхнул большой пожар, который уничтожил крупные запасы товаров. 26 октября (8 ноября) у причалов военной гавани в Бакарице взорвался прибывший из США пароход «Барон Дризен», на борту которого находилось помимо других грузов 2300 тонн пороха. В результате взрыва было убито и ранено около тысячи рабочих, затонули пароход, плавучий кран и буксир, стоявшие поблизости, разрушены причалы. 13 (26) января 1917 г. взорвался второй пароход («Челюскин») со взрывчатыми веществами, ждавший разгрузки в Экономии — аванпорту Архангельска. Разрушения и жертвы от этого взрыва были также велики{394}. Борьба с немецкими шпионами и диверсантами не была организована должным образом даже в таком важном порту, как Архангельск. На разных портовых работах широко использовались немецкие военнопленные. Это облегчало диверсионную работу вражеской агентуры.
Кампания 1917 г. на Североморском театре проходила в особо сложных военно-политических условиях. После Февральской революции, несмотря на ярко выраженную империалистическую политику буржуазного Временного правительства, страны Антанты встали на путь отказа от своих обязательств по отношению к России, резко сократили военные и хозяйственные поставки, задерживали купленные у них корабли. Английское Адмиралтейство все более настойчиво вмешивалось в деятельность командования флотилии Северного Ледовитого океана. Оно стремилось через своих представителей установить над ней свой полный контроль. Весной 1917 г. Морской генеральный штаб признавал, что на Севере «хозяева положения в настоящий момент англичане, а не мы»{395}.
В 1917 г. в составе флотилии Северного Ледовитого океана имелось: 1 линкор («Чесма»), 2 крейсера («Варяг» и «Аскольд»), 4 эскадренных миноносца, 2 миноносца, 3 подводные лодки, 1 минный заградитель, 40 тральщиков и катеров-тральщиков, 2 морских ледокола и до 20 вспомогательных судов{396}.
По содержанию и характеру боевых действий кампания 1917 г. в целом не отличалась от предыдущей. Главной задачей флотилии Северного Ледовитого океана по-прежнему являлось обеспечение межсоюзнических перевозок. Силы флотилии пополнились за счет кораблей, прибывших с Дальнего Востока. Были сформированы новые соединения: сводный отряд кораблей для охраны морских путей в пределах Кольского оборонительного района, дивизион миноносцев и особый дивизион посыльных судов для борьбы с подводными лодками противника{397}. В 1917 г. [397] из состава флотилии выбыл крейсер «Варяг». Его отправили на ремонт в Англию, откуда он больше не возвратился{398}.
Дальнейшее развитие в кампанию 1917 г. получила береговая оборона Кольского залива. Число батарей здесь увеличилось до 6 (всего 13 орудий калибром от 57 до 120 мм){399}. В начале 1917 г. было завершено в основном строительство Мурманского порта, который имел 8 пристаней и мог принимать и отправлять значительное количество грузов. Открылось сквозное движение по Мурманской железной дороге. Значительные работы были выполнены также по оборудованию новой военно-морской базы в Кольском заливе.
23 марта германское командование объявило о включении Баренцева и Белого морей в зону неограниченной подводной войны. Однако подводные лодки противника достигли в 1917 г. меньших результатов, чем в предыдущую кампанию. На снижение эффективности их действий сказалось усиление противолодочной обороны на театре.
Недооценка царским правительством, его военным и военно-морским ведомствами роли и значения Северного морского театра явилась большим просчетом. Он не повлек за собой серьезных последствий только потому, что и противник — Германия — совершил аналогичную ошибку и заранее не подготовился к ведению военных действий на этом театре. Обе стороны, исходя из пресловутой теории скоротечной войны, полагали, что военные действия не успеют распространиться на Североморский театр. Действительный ход событий опрокинул эти предположения. Северные морские и океанские коммуникации оказались единственно удобной и экономически выгодной артерией, связывавшей Россию с ее союзниками и нейтральными странами. В обеспечении их безопасности были заинтересованы в равной степени все ведущие державы Антанты. Тем не менее главную тяжесть в преодолении трудностей по защите сообщений союзники переложили на Россию. Англия, имевшая реальную возможность помочь последней в охране коммуникаций силами своего флота, ограничилась посылкой на русский Север нескольких устаревших кораблей и вспомогательных судов. Английские офицеры, находившиеся на русском Севере, усиленно занимались изучением театра, сбором сведений о природных богатствах и экономическом состоянии края, не говоря уже о сведениях военного характера. Все это пригодилось им потом при организации интервенции на Советском Севере. Одним из вдохновителей и главарей ее явился бывший [398] старший морской начальник англичан на Североморском театре контр-адмирал Томас Кэмп.
Только благодаря энергии и трудолюбию русских моряков удалось создать хотя и небольшую, но боеспособную флотилию. 18 кораблей и вспомогательных судов было переведено с Дальнего Востока по морям и океанам, на которых бушевала ожесточенная война. По неосвоенному еще Северному морскому пути совершил переход из Владивостока в Архангельск отряд гидрографических судов. Все это могли сделать лишь мужественные и бесстрашные люди. Значительную работу североморские моряки проделали по оборудованию театра — созданию баз, береговой обороны, службы наблюдения и связи.
Флотилия Северного Ледовитого океана в целом справилась с возложенными на нее задачами в той своеобразной обстановке, которая сложилась на театре в годы первой мировой войны. При весьма скромной помощи английского и французского флотов она обеспечила перевозку 4 млн. 47 тыс. тонн экспортных грузов (зерно и другие продовольственные товары, лес, промышленное сырье) и 5 млн. 475 тыс. тонн импортных грузов (вооружение, боеприпасы, автомашины, промышленное оборудование, уголь, кокс и др.){400}. При содействии флотилии была осуществлена в 1916 — 1917 гг. перевозка во Францию русского экспедиционного корпуса, пополнений для него, военнопленных и беженцев — всего 45 848 человек{401}. Потери союзников и нейтралов на Североморском театре за время войны от всех видов оружия противника составляли всего лишь 61 транспортное судно, или 1,6%, от общего количества судов (свыше 3800), прошедших по северным морским коммуникациям. Немцы потеряли на этом театре три подводные лодки{402}.
В годы иностранной военной интервенции на Севере враги Советского государства уничтожили флотилию. Корабли ее были либо потоплены, либо захвачены и уведены, имущество разграблено. Однако труд русских моряков не пропал даром. Опыт создания и боевых действий флотилии Северного Ледовитого океана был использован советским командованием при организации Северного флота и в его боевой деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Северный русский морской театр» з дисципліни «Історія першої світової війни 1914-1918»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит доходів та витрат іншої діяльності
Аудит акцизного збору
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
Формування звітних фінансових документів
ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ


Категорія: Історія першої світової війни 1914-1918 | Додав: koljan (06.04.2013)
Переглядів: 959 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП