Один из парадоксов массовой культуры состоял в том, что она стимулировала подъем национальных, самобытных культур во многих регионах мира. Причиной этого была озабоченность интеллигенции тем, что массовая культура, получающая глобальное распространение, ведет к унификации и упрощению языка, моделей поведения различных народов. Раздражение вызывало и то обстоятельство, что главными поставщиками информационной, развлекательной продукции были корпорации индустрии досуга и новостей небольшой группы развитых стран, прежде всего США. В итоге получили развитие движения деятелей искусства, науки в защиту национальных обычаев, культурных традиций. При этом, благодаря существованию глобальной сети информационных, культурных обменов, достижения в развитии национальных культур, так или иначе отразившие специфику отдельных стран и регионов, особых этнокультурных групп, стали достоянием всего человечества. Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Л. Сенгор, который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления, в 1948 г. он стал лауреатом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию впервые в истории США получила темнокожая поэтесса Г. Брукс, обратившаяся к теме положения афро-американской общины США. В 1982 г. Нобелевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Г.М. Маркес, в 1988 г. — египетский писатель Н. Мах-фуз, в 1992 г. — вест-индский поэт Д. Валкотт, в 1994 г. — японский писатель Оэ Кензабуро. Показательно, что большинство деятелей национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях актуальные проблемы современности, как правило, непосредственно принимали участие в общественно-политической деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда», создания эгалитарного общества на основе африканских традиций, которая получила признание во многих африканских странах, была источником вдохновения движения афроамериканцев за равноправие, в 1960—80 гг. он был президентом Сенегала. Японский писатель М. Йоко (1925—1970) возглавил организацию, выступающую за возрождение традиций самураев. После провала попытки мятежа он покончил с собой, совершив харакири. Поэт индийского происхождения, С. Рашди, живущий в Англии, за сборник «Сатанинские стихи» (1988) был приговорен к смерти исламскими фундаменталистами, которые сочли, что он нанес оскорбление основам их веры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расцвет национальных культур» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»