К служащим принято относить наемных работников, занятых нефизическим трудом и получающих фиксированный оклад в виде недельного или месячного жалованья. Различные категории служащих имели неодинаковое материальное положение, социальный статус, место в иерархии власти. Низшие и наиболее массовые слои служащих в условиях компьютеризации рабочих мест управленческого и конторского персонала по условиям труда, уровню оплаты приблизились и даже стали уступать квалифицированным рабочим высокотехнологичных от-раслей. В большинстве развитых стран у такой специфической категории служащих, как лица, работающие по найму на государство (включая чиновников), зарплата устанавливается законодательно, на уровне средней зарплаты наемных работников. В то же время роль в обществе и уровень благосостояния высшего звена служащих значительно возросли. В 1960— 1970-е гг. популярным стал термин «революция управляющих». Он обозначал переход важнейших функций в управлении корпорациями и бизнесом в руки служащих. Действительно, положение, когда один владелец обладает контрольным пакетом акций крупной корпорации, стало исключением, а не правилом. Карикатурная фигура прошлого века, пухлого буржуа во фраке, подгоняющего рабочих, ушла в прошлое. Высшее руководство фирмами стало осуществляться советами директоров, представляющими крупнейших акционеров. Среднегодовая зарплата управляющего крупной корпорацией в США, по статусу относящегося к категории служащих, за последние 20 лет возросла с 1 до 2 млн. долл. При этом возросли требования к компетенции, организационным способностям управляющих. От них требовалось умение планировать развитие производства, прогнозировать потребительский спрос, обеспечивать четкое взаимодействие различных цехов, внешних, в том числе и зарубежных поставщиков, производящих различные комплектующие детали, узлы и оборудование. Это повысило роль управляющих высшего и среднего звена, как правило, не являющихся собственниками капитала. В отличие от мелких товаропроизводителей прошлого, корпорации не могут позволить себе риск массового, серийного выпуска продукции без предварительного изучения рынка (маркетинга), без рекламы. Большое значение приобрела работа с персоналом, призванная обеспечить повышение производительности труда, лояльность служащих, инженерно-технического персонала, имеющая особое значение для предотвращения промышленного шпионажа.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Служащие и «революция управляющих»» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»