С первых дней существования молодого рабоче-крестьянского государства развернулась работа по перестройке системы народного образования. На протяжении 1917—1920 гг. правительством РСФСР был принят ряд важнейших декретов и постановлений по вопросам школьного дела: об отделении школы от церкви, о передаче в ведение Наркомпроса учебных и просветительных заведений, об организации дела народного образования в РСФСР, о нормах оплаты труда учителей и т. п. Ближайшей задачей в этой области ленинская программа культурной революции выдвигала проведение бесплатного обязательного обучения всех детей до 17 лет, осуществление принципов единой трудовой политехнической школы, обучение на родном языке, освобождение школы от религиозного влияния, подготовку кадров работников просвещения. Ценный опыт по организации просвещения, накопленный Советской Россией, использовался украинскими трудящимися. В принятой 25 января 1919 г. Декларации Советское правительство УССР указало, что оно ставит своей задачей уделить самое серьезное внимание организации школьного и внешкольного образования, созданию единой трудовой школы в противовес старой организации школьного дела 2. Совнарком УССР 2 июля 1919 г. одобрил «Положение о единой трудовой школе Украинской Социалистической Советской Республики», которое 1 Ленин В. П. Поли. собр. соч, т. 42, с 461. 2 Культурне буд1внпцтво в Украшсыан РСР. К., 1957, с. 31 1. Политическое просвещение и образование трудящихся 603 предусматривало создание единого типа средних учебных заведений — трудовой школы. Общественно-полезный труд становился основой всей школьной жизни. Школа делилась на две ступени: первая — пять классов и вторая — четыре класса. Предусматривалось дошкольное воспитание детей в возрасте от пяти до семи лет. Согласно Положению обучение было бесплатным, обязательным для всех детей, вводилось совместное обучение мальчиков и девочек, преподавание предметов на родном языке. Школа провозглашалась политехнической, т. е. такой, которая строит изучение основ наук в тесной связи с практикой, дает учащимся трудовые навыки. Надлежащее место отводилось физическому и эстетическому воспитанию. Единая трудовая школа основывалась на таких педагогических принципах, как уважение личности ребенка, воспитание сознательной дисциплины в коллективе. Положение не было лишено отдельных ошибок, в частности, содержало идею преобразования школы в самообслуживающуюся школу-коммуну, основанную на «свободном воспитании», предусматривало ликвидацию пятибальной системы в оценке знаний учеников. Значительную работу по организации школьного дела в республике вели губернские и уездные партийные комитеты, Советы, женотделы, комсомольские и профсоюзные организации. Они принимали решения о преобразовании бывших земских, церковноприходских и других школ в трудовые. Так, исполком Поса- до-Покровского волостного Совета Херсопского уезда постановил дополнительно ввести при трудовой школе обучение по сельскому хозяйству, открыть кузнечную и столярную мастерские; сход крестьян с. Славова Кутузовской волости Житомирского уезда передал под школьпое здание бывшую помещичью усадьбу, а также некоторые постройки для мастерских и необходимое количество земли для хозяйства. Строительство советской школы происходило в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. По данным Наркомпроса, в 1919 г. 30 % начальных школ не имели собственных помещений, а 50 % школьных зданий нуждались в ремонте, не было топлива, не хватало учебников, тетрадей, школьного инвентаря и учебных принадлежностей. Треть детей школьного возраста оставалась вне школы. Созидательная работа по строительству советской школы в 1919 г. была прервана наступлением Деникина. В конце 1919 — начале 1920 гг., когда на Украине была восстановлена Советская власть, в области школьного дела почти все пришлось создавать заново. Отделы народного образования Советов и ревкомов' развернули работу по восстановлению школ, дошкольных детских учреждений. Коммунистическая партия и Советское правительство, проводя работу по ликвидации последствий деникинщины, заботились о восстановлении и дальнейшем развитии народного образования. 28 апреля 1920 г. Политбюро ЦК КП(б)У обсудило вопросы о деятельности Наркомпроса Украины и реформе школы. По вопросам школьпого строительства в марте и августе 1920 г. были проведены два всеукраинских совещания работников просвещения, они сыграли важную роль в сплочении учительства вокруг Коммунистической партии, активизировали работу по созданию советской школы. Вопрос о развитии народного образования был включен в повестку дня IV Всеукраинского съезда Советов, который одобрил введение на Украине единой трудовой 7-летней школы. 15 июня 1920 г. Наркомпросом УССР было издано постановление «О проведении в жизнь единой трудовой школы». Согласно ему все на- 604 XVIL Культурное строительство А. Е. Крымский. чальные и средние государственные, общественные и частные общеобразовательные школы, начиная с 1 июля 1920 г., ликвидировались, а соответствующие их классы реорганизовывались в 7-летнюю школу *. Введение 7-летнего среднего образования было временной мерой, вызванной необходимостью скорейшей профессионально-технической подготовки кадров для разоренного войной народного хозяйства Украины. После 7-летней школы молодежь должна была получать профессиональную подготовку в техникумах и специальных профессионально-технических школах: социально-экономических, сельскохозяйственных, ремесленных. На помощь школе пришли широкие массы трудящихся. По инициативе партийных комитетов и исполкомов Советов проводились Недели школы, 1 ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 2, д. 193, л. 15—16. во время которых силами общественности благоустраивались школьные помещения, ремонтировался школьный инвентарь, заготавливалось топливо. Активными помощниками школьного строительства на селе выступали комитеты незаможных селян. «Пролетариат и крестьянство,— писал председатель ВУЦИК Г. И. Петровский,—...кровью сердца финансировали введение всеобщего образования» 1. Школьное строительство на Украине в 1920 г., преодолевая огромные трудности, делало новый важный шаг вперед. Большую материальную, организационную и методическую помощь в строительстве советской школы Украине оказывали ЦК РКП (б), Совнарком и Наркомпрос РСФСР. На Украину в большом количестве поступали учебники, методическая литература. Так, в апреле 1919 г. Харьковскому губернскому отделу народного образования было передано учебников и другой литературы на 1 млн. 300 тыс. рублей. В конце года правительство РСФСР выделило Киевскому губнаробразу 50 млн. рублей кредита. В мае 1920 г. Нарком- просы РСФСР и УССР издали специальное постановление о единстве политики в области просвещения и обменялись представителями. В школьном строительстве Украина использовала богатый опыт РСФСР. В годы гражданской войны остро стоял вопрос о педагогических кадрах. Успешное развитие школьного дела было невозможно без привлечения на сторону Советской власти учительства старой школы. Часть его занимала реакционные позиции, саботировала мероприятия Советской власти, вела контрреволюционную агитацию, поддерживала белогвардейскую и буржуазно-националистическую контрреволюцию. 1 Петровський Г. 1. На шляхах до здш- снення культурпоТ революцп. Харшв, 1931, с. 10. 1. Политическое просвещение и образование трудящихся 605 ЦК КП(б)У и правительство Советской Украины в своей деятельности по привлечению учительства па сторону Советской власти руководствовались указаниями В. И. Лепина о том, что по отношению к старым специалистам нужно проявлять максимум терпения и внимания, заботиться об условиях жизни и труда тех, кто своей работой доказывает преданность интересам Советского государства. В ходе жестоких классовых битв, особенно после деникинского нашествия на Украину, многие учителя воочию убеждались в том, что только Советская власть заботится о настоящем подъеме культуры народа, о просвещении трудящихся, о положении учителей, тогда как все другие претенденты на государственную власть лишь ограничивались широковещательными декларациями. С конца 1919 и на протяжении всего 1920 г. среди учительства Украины происходил интенсивный процесс перехода па путь сотрудничества с Советской властью. Изменение в политических настроепиях учительства отметил в постановлении о народном образовании I Всеукраинский съезд комитетов незаможных селян (октябрь 1920 г.): «Съезд свидетельствует, что рядовое сельское учительство уже активно встало на путь сотрудничества с незаможпым селянством» *. Учитывая важность политико-воспитательной работы среди учительства, деятелей культуры и искусства, а также необходимость их сплочения вокруг Коммунистической партии, партийными и советскими оргапами была проведена большая работа по организации профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры. Советское учительство решительно выступило против националистического Все- 1 Bidi ВУЦВК, 1920, 27 листопада. В. И. Липскип. украинского учительского союза, о котором В. И. Ленин говорил в заключительном слове на VIII Всероссийской конференции РКП (б): «Мы должны требовать, чтобы боротьби- сты разогнали спилку учителей, хотя бы на украинском языке, хотя бы с украинской государственной печатью, но во имя тех же принципов пролетарской коммунистической политики, во имя которых мы свой ВУС, Всероссийский учительский союз, разогнали, ибо он не проводил принципов пролетарской диктатуры, а защищал интересы и проводил политику мелкой буржуазии» 1. Организованные летом в 1919 г. в Киеве, Харькове, Николаеве и других городах республики союзы учителей-коммунистов сыграли большую роль в привлечении учительства к активному сотрудничеству с Со- 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 371. 606 XVII. Культурное строительство Е. О. Патон. ветской властью и создании в начале 1920 г. профсоюза работников просвещения и социалистической культуры республики. Наркомпрос УССР организовал подготовку и переподготовку учительских кадров. Вместе с партийными организациями отделы народного образования подбирали слушателей для обучения в педагогических учебных заведениях из числа рабочих, крестьян-бедняков, привлекая прежде всего коммунистов, комсомольцев, бывших воинов Красной Армии. В Киеве, Харькове, Одессе, Екатерипославе, Полтаве, Херсоне, Житомире, Николаеве, Чернигове, Нежине, Каменце-Подольском, Луганске, Глухове функционировали учительские и педагогические институты. В разных городах Украины было открыто 48 педагогических техникумов и школ, около 100 учительских курсов. Большую помощь в подготовке учителей оказал Украине Наркомпрос РСФСР, в частности, его руководители А. В. Луначарский и Н. К. Крупская, ряд работ которых по вопросам педагогики и народного образования был издан на Украине. Видными организаторами школьного дела в республике в годы гражданской войны были В. П. Затонский, Я. П. Ряппо и др. В школьном строительстве в республике уже в первые годы Советской власти были достигнуты определенные успехи. К концу 1920 г. значительно возросло количество школ, учителей и учащихся. Если в 1914/15 учебном году на Украине насчитывалось 19568 общеобразовательных школ, то в конце 1920 г. — 21887, а учеников соответственно — 1 млн. 678 тыс. и 2 млн. 250 тыс. Число учителей за тот же период возросло с 47 тыс. до 75 тыс. Изменился также социальный состав учащихся, дети трудящихся получили широкий доступ к школьному образованию. Вместе, с тем трудное материальное положение, голод, эпидемии вынуждали десятки тысяч детей оставлять школу. Около миллиона детей школьного возраста не имело возможности учиться и пополняло армию неграмотпых. Тяжелым последствием гражданской войны и иностранной военной интервенции была детская беспризорность. По данным Нарком- проса, на Украине в 1920 г. насчитывалось около 300 тыс. сирот. Только в Донбассе было до 40 тыс. беспризорных детей. В опубликованной 1 июля 1920 г. Наркомпросом УССР «Декларации о социальном воспитании детей» провозглашался лозунг «охраны детства», который включал в себя заботу государства не только об образовании и воспитании, но также и об улучшении условий жизни детей К 1 ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 1, д. 956, л. 38. 2. Высшая школа и наука 607 По примеру РСФСР на Украине 29 июля 1920 г. был создан Совет защиты детей. При его активном содействии в 1920 г. было открыто 550 детских домов на 45 тыс. мест, организовывалось бесплатное детское питание, открывались детские столовые и молочные кухни. Созданная по инициативе Совета специальная группа из представителей комсомола и женских рабочих организаций занималась обследованием реквизированных помещичьих имений, которые передавались Наркомпросу для создания детских домов, санаториев, леспых школ. Осенью 1920 г. Совет защиты детей организовал переселение 10 тыс. беспризорных детей из разоренного войной Донбасса в южные губернии, где было открыто необходимое количество детских домов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Строительство советской школы» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»