Ленинская идея единой трудовой школы, созданной на основе соединения обучения и воспитания с производственной работой учеников, нашла горячее одобрение трудящихся. Пропагандируя новую, советскую систему просвещения, газета «Донецкий пролетарий» 21 февраля 1918 г. отмечала, что пролетарская революция должна «силами самого пролетариата создать действительно народную школу, которая воспитывала бы не приспешников и защитников капитала, не прислужников буржуазии, не рабов ее, а сознательных социалистов-интернационалистов ». « Новую школу,— писала газета «Вестник Украинской Народной Республики» 23 февраля 1918 г.,—- нужно строить соответственно новым требованиям жизни, новым потребностям и интересам трудящихся масс». 304 VIII. Первые шаги социалистического строительства на Украине Советское культурное строительство на Украине начиналось в сложных условиях классовой борьбы, когда враждебно настроенная часть учителей саботировала мероприятия Рабоче-крестьянского правительства Украинской Советской Республики в области просвещения. Не было опыта, не хватало преданных Советской власти педагогических и культурно-просветительных кадров. Нужны были новые учебники для школ и книги для взрослых, огромное количество тетрадей, карандашей, школьного оборудования. Чтобы преодолеть эти трудности, воплотить в жизнь декреты и постановления Советского правительства в области просвещения и культурного строительства, необходима была массовая и решительная поддержка трудящихся города и села. Большевистским организациям, Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов пришлось проделать большую организационную, политико-просветительную и агитационную работу по разъяснению декретов Советской власти, политики большевистской партии по вопросам просвещения. Огромную роль в этом сыграла большевистская печать, пользовавшаяся большой популярностью среди трудящихся Украины. На ее страницах систематически печатались декреты и постановления Советского правительства и Народного Комиссариата просвещения Российской Федерации, доклады и выступления В. И. Ленина, статьи А. В. Луначарского, Н. К. Крупской по вопросам просвещения и социалистической культуры, а также материалы из практики культурного строительства в Советской России. Ими руководствовались, им следовали в своей деятельности местные органы власти, опираясь на опыт братского русского народа. Местные Советы и ревкомы заботились о расширении сети школ, используя для этого дома помещиков и буржуазии. ЦИК Советов Украины в своем обращении к трудящимся от 22 февраля 1918 г. требовал превращать помещичьи дома в школы и больницы. Советская власть ввела бесплатное обучение в средних школах. В ряде местностей рассматривался вопрос о предоставлении детям бедноты стипендий, о выделении материальной помощи, в частности, бесплатном или на льготных условиях обеспечении учебникахми. В школах Украины отменялось преподавание закона божьего и совершение религиозных обрядов. Освобождаясь от тлетворного влияния церкви, советская школа постепенно, но неуклонно становилась на путь привития подрастающему поколению материалистического мировоззрения. Под руководством партийных организаций, ревкомов и Советов пересматривались учебные программы школ, методика обучения, запрещалось применение физических средств воздействия на учеников, началась борьба за изучение основ наук в тесной связи с жизнью. В старших классах средних школ вводилось изучение истории, литературы и других обществоведческих предметов на основе идей социализма. Налаживанию учебного процесса в школе мешало отсутствие соответствующих учебников и подготовленных учительских кадров. Враги Советской власти, в частности буржуазно-националистические элементы, распространяли провокационные слухи о закрытии украинских школ и запрещении преподавания на родном яыке. В связи с этим народный секретарь просвещения В. П. Затон- ский опубликовал заявление, в котором решительно опроверг эти клеветнические измышления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ленинская идея единой трудовой школы» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»