Рабочие и крестьянские любительские театральные кружки
Подъем революционного движения, активизация общественно-политической и культурной жизни, достижения профессионального украинского театра способствовали развитию на Украине любительского театрального искусства. Во многих городах и селах, на фабриках и заводах возникали многочисленные самодеятельные кружки, участниками и организаторами которых были рабочие и крестьяне. Так, в 1904 г. в новом Лукьянов- ском народном доме в Киеве организовался рабочий любительский коллектив, которым руководила М. Ста- рицкая. Ядром этого коллектива были киевские рабочие и работницы П. Коваленко, А. Плешке, К. Мотренко и др. На сцене Народного дома Харьковского общества грамотности, открытого в 1903 г., действовало несколько самодеятельных коллективов: украинский драматический кружок рабочих паровозостроительного завода, которым до 1906 г. руководил Г. Галайда (Хоткевич), русский любительский театр, возглавляемый Г. Алексеевым (братом известного русского режиссера К. С. Станиславского). Любительская труппа Харьковского Народного дома поставила пьесы Карпенко-Ка- рого, Кропивницкого, Островского. Рабочие-железнодорожники станции Лозовая-Павловка на собственные деньги построили небольшую Народную аудиторию, где давал спектакли любительский театральный кружок. В начале XX в. возникли самодея- 1 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8-ми т. М., I960, т. 7, с. 517. тельные театральные кружки рабочих и служащих на Григоровском, Лебединском, Ходорковском, Смелянском и других сахарных заводах, киевском «Арсенале», среди железнодорожников станций Казатин, Боярка, Фастов, Христиновка и пр. Железнодорожный театр, открытый в 1900 г., несколько лет действовал в помещении продовольственного пункта станции Киев-1. Его репертуар составляли пьесы Островского, Гоголя, Чехова, Карпенко- Карого, Кропивницкого. Театральная самодеятельность начинает активно развиваться в селах Украины. Около 10 лет действовал самодеятельный театральный кружок в с. Мануйловка на Полтавщине, организованный в середине 90-х годов. Активное участие в его работе в качестве актера и режиссера принимал М. Горький, проживавший в летние месяцы 1897—1900 гг. в этом селе. Кружковцы поставили пьесы «Свои люди — сочтемся» А. Островского, «Мартин Боруля» И. Карпенко-Каро- го, «Назар Стодоля» Т. Шевченко и др. Активное участие в организации и деятельности рабочих и крестьянских любительских театральных кружков принимали передовые представители украинской культуры, выдающиеся деятели профессионального театра. Так, известный украинский драматург и актер М. Кропивницкий последние годы своей жизни много внимания уделял работе с кружковцами с. Поздняки и соседних сел на Полтавщине. А в 1907 г., будучи в Донбассе, он организовал самодеятельный театр в Лисичанске. М. К. Заньковецкая после возвращения из Галиции руководила в Нежине драматическим кружком ученической молодежи, члены которого позднее влились в коллектив киевского театра Н. К. Садовского. Организатором многих самодеятельных театральных кружков в Киеве была М. М. Старицкая. Возглавив драмати- 494 VIII. Культура на Украине в период империализма А. М. Горький читает крестьянам произведения Т. Г. Шевченко. Художник К. Д. Трохименко. 1949 г. ческий отдел музыкально-драматической школы Н. В. Лысенко, она подбирала туда способных учеников из числа рабочих. Много внимания и времени уделяли любительским театральным кружкам композиторы Н. Лысенко, К. Стецен- ко, писатели Л. Яновская, Г. Хотке- вич, художник Н. Пимоненко. Известный украинский писатель А. Тес- ленко организовал театральный кружок в своем родном с. Харьковцы на Полтавщине. Здесь не только работали над спектаклями, но и знакомились с социал-демократическими листовками, произведениями И. Франко, М. Горького, Т. Шевченко, А. Тес- ленко. Театральная самодеятельность рабочих и крестьян стала одним из средств приобщения народных масс к искусству, повышения их культурного уровня, вовлечения в общественную работу, а нередко и в революционную деятельность. В ряде случаев кружковцы принимали участие в революционном движении, читали и распространяли листовки, собирали средства в пользу нелегальных революционных организаций, бастовавших рабочих, политзаключенных. Театральная самодеятельность развивалась и на западноукраинских землях. В некоторых селах Галиции при филиалах львовских культурно- просветительных обществ «Просвита» и «Русская беседа» создавались любительские театральные кружки. Подобные кружки существовали при Драматическом обществе им. И. Кот- ляревского во Львове, спортивном обществе «Сокол», ремесленных обществах «Заря» и «Воля». В 1909 г. театральный кружок общества «Сокол» 8. Мувыка 495 перешел под руководство «Русской беседы» и превратился в полупрофессиональный коллектив под названием «Украинский людовый театр». Его репертуар составляли пьесы М. Стариц- кого, М. Кропивницкого, И. Франко и др. На Буковине полупрофессиональный театральный коллектив под руководством И. Захарко возник на базе драматического кружка при ремесленном обществе «Заря» в Черновцах. В 1905 г. он получил название «Русский селянский театр», а в 1907 г. стал называться «Буковинский народный театр», просуществовал до 1910 г. Этот коллектив наряду с пьесами Карпенко-Карого и Старицкого успешно ставил оперы и музыкальные комедии («Наталка Полтавка», «Сватання на Гончар!вщ», «Запоро- жець за Дунаем»),
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рабочие и крестьянские любительские театральные кружки» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»