Общественно-политические направления в литературном процессе
Сложность общественно-политической жизни страны начала XX в. отразилась и на украинской литературе, приведя к столкновению различные ее художественно-эстетические течения, обострив в ней борьбу между направлениями демократическим и либерально-буржуазным, течениями реалистическим и декадентским. Участие в революционно-освободительном движении, знакомство с трудами классиков марксизма-ленинизма подняли творчество выдающихся украинских писателей — революционных демократов И. Я. Франко, М. М. Коцюбинского, Леси Украинки на более высокую ступень. В их произведениях появляются зачатки нового творческого метода — социалистического реализма. Прежде всего это проявилось в создании образа рабочего- революционера, руководителя революционной борьбы масс, в популяризации идеи необходимости и неизбежности уничтожения капиталистического общества, в пропаганде интернационального единения трудящихся. Начало XX в. ознаменовалось приходом в литературу рабочих поэтов. На Украине к их числу принадлежали Т. Романченко, А. Шабленко, А. Гмырев, А. Бобенко и др. Их творчество — прямое следствие развернувшегося пролетарского этапа революционно-освободительного движения. Значительное место в украинской литературе заняли представители крестьянской демократии — С. Ва- сильченко, А. Тесленко, В. Стефаник, М. Черемшина, Лесь Мартович. Однако последние, правдиво воспроизводя процессы социальной дифференциации крестьянства, обострение классового антагонизма в его среде, не увидели героя повой эпохи — пролетария, не поднялись до понимания его руководящей роли в историческом процессе. Демократическое направление в украинской литературе представляли и такие писатели, как О. Кобылянская, О. Маковей, Л. Яновская, Днипрова Чайка и др. Они реалистически изображали тяжелое положение народных масс в условиях капиталистической действительности, выступали против эксплуатации и гнета. Но на их творчестве сказались классовая ограниченность мировоззрения и влияние упадочнических течений (модернизма, натурализма). В целом же для писателей демократического лагеря характерны были тесная связь с жизнью, близость к освободительному движению, острый интерес к жгучим вопросам современности, реалистический метод. Демократической литературе противостояла^ литература либерально- буржуазная. Довольно значительную группу писателей этого направления составляли так называемые «просви- тяне» (Олена Пчилка, Б. Гринчен- ко, Т. Бордуляк). Пропагандируя теорию «малых дел», они связывали свои надежды на лучшую, справедливую жизнь с распространением образования среди народа, с самосовершенствованием. В творчестве многих из них нашли свое проявление буржуазно-националистические тенденции. Для писателей либерально-народнической группы (Ганна Барвинок, Б. Познанский, П. Майорский и др.) были характерны идеализация села, преувеличенное внимание к этнографии, быту, перераставшие нередко в этнографизм, бытовщину, натурализм. После поражения первой российской революции в литературе усилились различные упадочнические течения модернизма. Объективно его представители были выразителями идеологии тех реакционных дворян- 462 VT7T. Культура на Украине в период империализма Группа украинских писателой во время открытия памятника И. И. Котляревскому. Первый ряд —М. М. Коцюбинский, Леся Украинка, Г. М. Хоткевич; второй ряд — В. С. Стефаник, Олена Пчилка, М. П. Старицкий, В. И. Саминленко. Полтава. 1903 г. ско-буржуазных кругов, которые чувствовали свою обреченность, боялись революции и ненавидели ее. Это порождало в творчестве модернистов мотивы пессимизма, безнадежности, одиночества, стремление бежать от действительности в потусторонний мир. Общим и главным для всех модернистских группировок было отрицательное отношение к передовой демократической литературе и ее реалистическому методу, проповедь воинствующего буржуазного национализма. Этот враждебный трудящимся лагерь на Украине представляли О. Луцкий, В. Винниченко, В. Бричак, Г. Чуп- ринка, П. Богацкий и др. Сложным и противоречивым был творческий путь таких писателей и поэтов, как А. Олесь, М. Чернявский, 5. Литература 463 Г. Хоткевпч, М. Яцкив. Лучшим их произведениям, написанным в годы революционного подъема, присущи черты реализма, революционный протест, а произведениям более позднего периода — признаки упадочничества: натурализм, безыдейность и пр. Передовые писатели Украины во главе с революционными демократами И. Франко, М. Коцюбинским, Лесей Украинкой беспощадно боролись с проявлениями упадочничества в литературе, противопоставляли реакционным «теориям» и проповедям декадентов-модернистов литературу высокого общественно-политического и гражданского звучания, самыми тесными узами связанную с жизнью и борьбой трудящихся. Неоценимое значение в борьбе прогрессивных писателей с реакционной, упадочнической литературой имели последовательные выступления большевистской партии против сил реакции во всех сферах общественно-политической и культурной жизни. В гениальных работах В. И. Ленина, в статьях литераторов-большевиков В. В. Воровского, М. С. Ольминского и других, в произведениях великого пролетарского писателя А. М. Горького вскрывались классовые основы декадентства как явления, порожденного кризисом помещичье-буржуаз- ной идеологии и культуры, реакционная сущность буржуазного национализма, утверждался классовый, партийный принцип в литературе и искусстве, отстаивались высокие идеалы революционной борьбы пролетариата, идеи пролетарского интернационализма. Борьба большевиков с проявлениями реакции в идеологии, искусстве и литературе способствовала консолидации прогрессивных творческих сил, укреплению демократического направления, занимавшего ведущее место в литературном процессе начала XX в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общественно-политические направления в литературном процессе» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»