ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія України » Історія Української ССР у 10-ти томах

Высшее образование
Высшие
учебные заведения, прежде всего
университеты, царское правительство
рассматривало как оплот самодержавия,
источник пополнения
государственного аппарата и промышленности
«благонадежными» кадрами. Вся жизнь
университетов (научная, учебная,
общественная) подлежала мелочной
опеке и регламентации со стороны
правительства и учебной
администрации. Правда, под давлением
революции 1905—1907 гг. царизм пошел на
некоторые уступки, упразднил
инспекцию над студентами и некоторые
ограничения в приеме и вернул
университетам и другим вузам
внутреннюю автономию. Однако после пора-
438
VIII. Культура на Украине в период империализма
жения революции все эти уступки
были ликвидированы.
Как и раньше, в университетах
было четыре факультета: историко-
филологический,
физико-математический, юридический и медицинский.
В каждом из них имелись учебно-
научные библиотеки и ряд научно-
вспомогательных учреждений
(клиник, лабораторий, кабинетов и т. п.).
Так, в Харьковском университете
было 30 кабинетов и лабораторий,
обсерватория, исторический музей и
архив, музей изящных искусств
и древностей. Достаточно широкую
научно-вспомогательную базу имели
Киевский и Новороссийский
университеты.
Количество студентов в
университетах в начале XX в. увеличилось
в среднем более чем в 2 раза. В
Киевском университете с 1895 по 1913 г.
число студентов возросло с 2,3 тыс.
почти до 5 тыс., а в Новороссийском —
за период с 1901 по 1914 г. оно
увеличилось более чем в 3 раза. В 1908—
1910 гг. в университетах Украины
обучалось 12,7 тыс. человек.
Социальный состав студенчества
университетов оставался
преимущественно дворянско-буржуазным, хотя
революция 1905—1907 гг. заставила
правительство несколько приоткрыть
университетские двери для выходцев
из «низших» сословий. Так, из 4300
студентов, обучавшихся в
Харьковском университете в 1908 г., детей
мещан, мастеровых, крестьян
насчитывалось 1400. В 1910 г. студенты
«низших» сословий в Киевском
университете составляли 36 %, а в
Новороссийском — почти 42 %. Это были,
как правило, дети городской и
сельской буржуазии. Для выходцев из
рабочих, среднего и беднейшего
крестьянства доступ в вузы по-прежнему
оставался практически закрытым.
Учебный процесс в университетах
был направлен на то, чтобы не
допустить проникновения в среду
студенческой молодежи всяких
прогрессивных идей, а в основу преподавания
было прочно заложено пресловутое
«духовное начало». На всех факуль-.
тетах преподавались богословские
дисциплины: на юридических —
церковное право, на
историко-филологических — история русской церкви
и т. д.
Реакционные преподаватели или,
как метко называл их В. И. Ленин,
«казенные профессора», насаждали
с университетских кафедр религию
и идеализм. Прогрессивные же,
демократически настроенные ученые
боролись за торжество передовой науки,
стремились дать студентам глубокие
знания, привить им интерес к
научным исследованиям, разбудить их ум,
мысль, гражданскую совесть.
Передовая часть университетской
профессуры принимала активное
участие в организации высшего
образования для женщин, поскольку
женщины в России по-прежнему были
лишены права обучения в
государственных вузах. Создававшиеся в ряде
культурных центров страны высшие
женские курсы существовали как
частные учебные заведения за счет
платы за обучение и пожертвований.
Так, после почти двадцатилетних
ходатайств в 1903 г. в Одессе, по
инициативе профессоров
Новороссийского университета Н. Н. Ланге, Е. Н.
Щепкина и других, были открыты
Высшие женские педагогические
курсы, реорганизованные в 1906 г. в
Высшие женские курсы с
историко-филологическим и физико-математическим
факультетами. В 1908—1910 гг. они
пополнились юридическим и
медицинским факультетами. Последний
позже был преобразован в женский
медицинский институт. В 1911 г. на
курсах в Одессе обучалось свыше
900 слушательниц. Лекции им читали
такие известные ученые, как Б. М.
Ляпунов, Г. И. Танфильев, А. И. Том-
сон и др.
В 1907 г. Высшие женские курсы
открылись в Харькове с историко-
& Образование
439
филологическим,
физико-математическим и юридическим отделениями,
которые посещало 800 курсисток.
В 1910 г. в Харькове открылся
женский медицинский институт,
ректором которого стал профессор
Харьковского университета В. Я.
Данилевский.
В Киеве в 1906 г., благодаря
усилиям профессоров университета,
возобновили работу Высшие женские
курсы, закрытые в 1889 г. Сначала
они состояли из
историко-филологического и физико-математического
отделений, а в 1907—1909 гг. здесь
открылись еще юридическое,
медицинское и экономическо-коммерче-
ское отделения. В 1912 г. на курсах
обучалось свыше 4,5 тыс. женщин, из
них 2450 — на медицинском
отделении, реорганизованном в 1916 г. в
Киевский женский медицинский
институт, возглавляемый профессором
университета П. И. Морозовым.
В 1906 г. в Киеве были открыты
и Высшие общеобразовательные
курсы для лиц обоего пола с
отделениями историко-филологическим и эко-
номическо-коммерческим. Через 2
года на базе последнего был создан
коммерческий институт, директором
которого стал инициатор создания
курсов профессор М. В. Довнар-За-
польский. В институте преподавали
профессора университета Д. А.
Граве, К. Г. Воблый и др. В 1913 г. в нем
обучалось около 4 тыс. студентов.
В 1903 г. состоялся первый выпуск
окончивших учебу студентов
Киевского политехнического института.
На выпускных экзаменах
присутствовал великий русский ученый Д. И.
Менделеев.
Екатеринославское высшее горное
училище в 1912 г. было
преобразовано в горный институт. К
преподаванию в нем были привлечены многие
известные ученые и практики горного
дела, среди них М. А. Павлов и А. М.
Терпигорев (позже академики),
профессора М. М. Протодьяконов, П. Г.
Рубин (позже заслуженный деятель
науки УССР), П. К. Соболевский
и др. В течение 1903—1917 гг.
институт окончило 457 человек,
большинство из которых стали работать на
промышленных предприятиях
Донбасса и металлургических заводах
юга России.
Продолжали подготавливать
специалистов с высшим образованием
Нежинский историко-филологический
институт, технологический и
ветеринарный институты в Харькове,
Киевская и Одесская консерватории и др.
Всего на Украине к 1917 г.
действовало 27 вузов, в которых обучалось
свыше 35 тыс. студентов.
На территории западноукраинских
земель до 1918 г. существовало
четыре высших учебных заведения:
университеты во Львове и Черновцах,
политехнический институт и
академия ветеринарной медицины во
Львове. Преподавали в них на польском
(во Львове) и немецком (в
Черновцах) языках. Лишь после упорной
борьбы студентов-украинцев во
Львовском и Черновицком университетах
открылось несколько украинских
кафедр. Поступление
студентов-украинцев в западноукраинские вузы
всячески ограничивалось. В 1911 г. во
Львовском университете украинцы
составляли 21 %, в политехническом
институте — 4,4, в Черновицком
университете — 17,6 % общего числа
студентов.
Как и в России, на
западноукраинских землях студенты из года в год
все активнее включались в
революционную борьбу, все чаще принимали
участие в политических
демонстрациях и выступлениях, плечом к
плечу с рабочими боролись за
демократизацию просвещения и всей жизни
общества.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Высшее образование» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит пайового капіталу
Аудит запасів. мета і завдання аудиту
ФОРМУВАННЯ ТОВАРНОГО АСОРТИМЕНТУ
Організаційна структура банку та управління ним
Що таке GSM?


Категорія: Історія Української ССР у 10-ти томах | Додав: koljan (01.04.2013)
Переглядів: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП