За период с 1897 по 1911 г. количество начальных школ на Украине выросло с 13 570 до 18 719. Согласно закону от 25 июня 1912 г. в стране вводился новый тип народных школ — так называемые высшие народные училища с 4-летним сроком обучения. На 1 января 1916 г. на Украине их насчитывалось уже более 300. Хотя за счет роста количества начальных школ общий уровень грамотности населения несколько повысился, в большинстве украинских губерний он не превышал 25 %. Общее количество даже начальных школ далеко не отвечало потребностям населения. Ежегодно пятая часть всех детей школьного возраста получала отказ в приеме в школу. Состояние народного просвещения усугублялось еще и национальным угнетением, проявлявшимся в запрещении вести обучение в школе на родном языке. Объем, уровень знаний, дававшихся в начальной школе, намного отставали от требований времени. Самодержавие, как и раньше, главную ставку в деле народного образования делало на церковно-приходские школы, которые, как гласил их устав, должны были утверждать в народе православное учение христианской веры и давать ему лишь начальные полезные знания. В 1911 г. в руках церкви на Украине находилось 48 % 2, Образование 435 Харьковская воскресная школа. Занятие ведет X. Д. Алчевская школ. Почти половина учебного времени в них отводилась на изучение основ религии и связанных с ней учебных дисциплин. Рассматривая церковноприходские школы как действенное средство насаждения в народных массах религиозно-монархической идеологии, самодержавие и финансировало их намного щедрее, чем светские школы. Количество начальных воскресных школ для взрослых росло довольно медленными темпами, и к 1917 г. на Украине их насчитывалось всего 112. Ютились они, как правило, в неприспособленных для обучения помещениях. Их программы, предусматривающие только изучение закона божьего, обучение чтению, письму и элементарному счету, не могли удовлетворить ни взрослых учеников, ни прогрессивных педагогов. Определенное исключение в этом отношении составляла лишь Харьковская женская воскреспая школа, организатором, руководителем и преподавателем которой около полустолетия была X. Д. Алчевская — одна из прогрессивных деятельниц народного просвещения. Ее школа — единственная среди воскресных школ России — имела собственное помещение с библиотекой и кабинетом наглядных пособий. Усилиями педагогов-энтузиастов ежегодно в ней обучались грамоте около 1 тыс. женщин — представительниц городской бедноты. Школа была участницей всероссийских и международных выставок в Париже, Чикаго, Брюсселе. Неудовлетворительным было и состояние школьного дела на западно- украинских землях. На его развитии также отразился жестокий социальный гнет и национальное бесправие украинского населения в Австро- Венгрии. По бюджетным ассигнованиям габсбургского правительства на образование на одного жителя Галиции выделялось средств вчетверо 28* 436 VUL Культура на Украине в период империализма меньше, чем в центральных австрийских провинциях. 150 тыс. детей школьного возраста, главным образом в Восточной Галиции, в 1911 г. нигде не учились, а в 500 селах здесь вообще не было школ. Там же, где их открывали на западноукраинских землях, обучение большей частью велось в разных районах на немецком, польском, венгерском и румынском языках. В Закарпатье, например, в течение 1900—1907 гг. власти закрыли все украинские школы, а количество смешанных школ с преподаванием на двух языках — украинском и немецком или украинском и румынском — уменьшилось с 306 в 1902 г. до 30 в 1914 г. Вследствие такой политики значительная часть западноукраинского населения оставалась неграмотной. В большинстве сел Северной Буковины находились единицы крестьян, умевших расписаться и кое-как читать. В Галиции, по официальным данным, в 1900 г. было 63 % неграмотных, в Закарпатье — свыше 70, а в горных районах — даже 90 %. В период империализма на Украине возросло и количество средних общеобразовательных учебных заведений — гимназий и реальных училищ. В 1913 г. их насчитывалось здесь свыше 370. И все же сеть средних школ была слишком мала по сравнению с наличием детей школьного возраста. После окончания начальной школы поступить в среднюю было невозможно без дополнительной подготовки. К тому же плата за обучение была очень высокой — 100—300 руб. в год. Все это фактически лишало детей трудящихся возможности получить среднее образование. На Украине ежегодно отказывали в приеме в средние школы около 50 % детей. За небольшим исключением в средних учебных заведениях учились дети дворян, чиновников, духовенства, буржуазии. Так, в средних школах, входящих в Киевский учебный округ, в 1901 г. выходцы из этих слоев общества составляли около 90 % учащихся. После первой российской революции состав учащихся средних школ несколько демократизировался. В 1911 г. ученики из «низших» сословий (преимущественно из зажиточных крестьян, казаков и пр.) составляли в гимназиях Киевского учебного округа уже 20 %, а в реальных училищах — 26 % всех учеников. В целом же средняя школа оставалась почти недоступной для детей трудящихся. В. И. Ленин писал, что в России она «...по сущности своей,— классовая и что служит она интересам лишь очень и очень небольшой части населения» *. На западноукраинских землях средние школы были представлены главным образом гимназиями и реальными училищами. В 1910 г. в Восточной Галиции функционировали 61 гимназия и 13 реальных училищ, но лишь в пяти гимназиях преподавание велось на украинском языке. На Буковине в 1909/10 учебном году было 13 гимназий с 4700 учениками и одно реальное училище с 70 учащимися. Лишь в одной гимназии преподавание велось на украинском языке, в остальных — на немецком и румынском. В Закарпатье накануне первой мировой войны существовало три гимназии, девять горожанских школ, дававших неполное среднее образование, одно неполное реальное училище. Преподавание во всех этих учебных заведениях велось на венгерском языке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общее начальное и среднее образование» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»