Развитию экономики, прежде всего промышленности, на западноукраинских землях помимо правительства всячески препятствовали местные помещики, не желавшие терять дешевую рабочую силу. Именно поэтому в Береговом (Закарпатье) помещики отказались оказать поддержку строительству фабрики по переработке льна. Особенно упорное сопротивление развитию промышленности в Закарпатье оказывал один из крупнейших помещиков — граф Шенборн- Бухгейм, а в Галиции — польский магнат и цесарско-королевский наместник граф Потоцкий. Последний, владея землями, богатыми полезными ископаемыми, умышленно оставлял их нетронутыми. При этом он откровенно заявлял, что не желает способствовать росту пролетариата в Гали- 1 Ленин В. Я. Поли. собр. соч., т. 22. с. 155. ции, а предпочитает иметь дело с деревенскими батраками. С целью превращения западноукраинских земель в более удобный рынок сбыта для промышленной продукции центральных районов империи, а также готовясь к экспансии на востоке, австро-венгерское правительство в начале XX в. начало строительство в этом районе новых железнодорожных линий. Только в Галиции на протяжении 1901—1911 гг. было проложено 536 км новых железнодорожных путей. В это же время было проведено снижение железнодорожных тарифов на ввоз товаров в Галицию из Австрии и Чехии. Убедительным проявлением политики сдерживания промышленного развития западноукраинских земель являлся вывоз из этих районов большей части сырья для дальнейшей переработки в метрополии. Так, в 1905 г. на нефтеочистительных заводах Галиции, расположенных у нефтяных промыслов, перерабатывали только 33,7% добытой нефти, а 42,5% ее в сыром виде вывозили в центральные австрийские провинции. Добывавшуюся в Галиции и Закарпатье соль, заготовлявшиеся в лесах Буковины, Галиции и Закарпатья лесоматериалы в виде сырья или полуфабрикатов также, как правило, отправляли для дальнейшей переработки в промыш- ленно развитые районы Австро-Венгрии. В результате проведения такой колонизаторской политики на западно- украинских землях смогли получить некоторое развитие только нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, соледобывающая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности, а такие отрасли, как металлообрабатывающая, бумажная, кожевенная и другие, имели лишь кустарно-ремесленный характер. Крупных предприятий в них не было, а преобладали мастерские полуку- 19 История Украинской ССР, т. 5 290 V. Запад ноу кр айнские земли в 1900—1914 гг. старного типа с незначительным количеством рабочих. В городах и особенно в селах широкое распространение получили кустарные промыслы: ковроделие, ткачество, вышивание, обработка дерева, плетение корзин, изготовление мелких предметов из соломы и т. п. Об общей отсталости промышленности свидетельствовало и то, что на Галицию приходилось только 5,5% паровых двигателей, имевшихся в Австро-Венгрии, а в Закарпатье и на Буковине их было и того меньше. К концу первого десятилетия XX в. на западноукраинских землях всеми видами промышленной деятельности было занято около 300 тыс. человек, из них промышленные рабочие составляли немногим более 60 тыс. Они были заняты более чем на 700, преимущественно мелких, фабрично-заводских предприятиях. В Восточной Галиции существовало до 600 промышленных предприятий фабрично- заводского типа, на которых трудилось около 40 тыс. рабочих. На железных дорогах и в государственных предприятиях было занято 6—8 тыс. рабочих. На Буковине в 1910 г. насчитывалось 35,5 тыс. рабочих, в том числе 13,6 тыс. промышленных. Половину из них составляли фабрично- заводские рабочие, сконцентрированные на 80 предприятиях. В Закарпатье около 7 тыс. фабрично-заводских рабочих в 1910 г. размещались на 50 предприятиях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ЗАПАДНОУКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»