Идейный разброд и политические шатания в мелкобуржуазной среде
Воспользовавшись поражением революции, буржуазия повела ожесточенное наступление на идеологическом фронте. Оно выразилась- в-яападках на философские основы революционного учения — марксизма, безудерж- 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, с. 85-86. 2 См.: там же, с. 288. 3 См.: там же, т. 16, с. 394. ной проповеди идеализма, доповщи- ны, мистицизма. Появились писатели (Мережковский, Арцыбашев, Гиппиус и др.), отрицавшие революцию, воспевавшие под видом «культа человека» ренегатство, половую распущенность и т. п. Своеобразным рупором ренегатов, предавших интересы народа, оплевавших революцию, революционную борьбу трудящихся, стал кадетский сборник «Вехи», изданный в Москве весной 1909 г. Авторами этого грязного сборника наряду с П. Струве, С. Булгаковым и другими кадетскими публицистами были их киевские коллеги Н. Бердяев и Б. Кистяков- ский. Демонстрируя свои «ливрейные» чувства к Николаю Кровавому и октябристской контрреволюции, веховцы поспешили отречься от освободительного движения. «Историческую нетерпеливость» и «безрелигиозный максимализм» революционеров они призывали сменить на «дисциплину послушания» и «христианское смирение». Не удивительно, что этот, по определению В. И. Ленина, сплошной поток реакционных помоев, вылитых на демократию \ с восторгом встретили черносотенные, мракобесы. Один из них — епископ Волынский Антоний публично заявил, что «Вехи» ему представляются «праздником» и «подвигом». Не остались в стороне от шельмования революции, революционных рабочих и крестьян и украинские националисты. Один из лидеров УСДРП В. Винниченко в годы реакции опубликовал свое пасквильное произведение «Заветы отцов», по поводу которого В. И. Ленин писал: «Муть, ерунда, досадно, что тратил время на чтение» 2. В годы разгула реакции усилилась пропаганда идеалистических теорий, 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 19, с. 173. 2 Там же, т. 48, с. 295. 1К Реакционная политика царского самодержавия 185 прежде всего махизма, в высших учебных заведениях. Активно проповедовал философию эмпириокритицизма в своих книгах «Очерки современного эмпиризма», «Абсолютизм и релятивизм», изданных в 1907— 1908 г., один из основателей киевского религиозного философского общества П. Кудрявцев. В это же время в Киеве вышли в свет воинственно- идеалистические труды Г. Блонского «Беркли и новейший позитивизм» и А. Гилярова «Введение в философию». Их авторы, пытаясь доказать «устарелость» марксизма, всячески рекламировали «новейшую» идеалистическую философию махизма. Торжество контрреволюции, кровавый разгул черносотенной реакции вызвали панику в среде временных попутчиков революции из буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции. Они стали покидать ряды борцов против самодержавия, приспосабливаться к столыпинскому режиму. С особой поспешностью нестойкие интеллигентские элементы покидали, в частности, ряды РСДРП, переносившей жестокие удары реакции. Газета «Пролетарий» сообщала, что представители интеллигенции отсутствуют в Харьковской, Екатерино- славской и других социал-демократических организациях. В. И. Ленин по этому поводу заметил: «Уход из партии есть чистка ее, освобождение от наименее устойчивых, от ненадежных друзей, от «попутчиков»... которые всегда примыкали на время к пролетариату, рекрутируясь из мелкой буржуазии или из числа «деклассированных», т. е. людей, выбитых из колеи того или иного определенного класса» *. Разброд и шатания, упадничество и ренегатство охватили все мелкобуржуазные партии. Особенно активно процесс разложения и загнивания 1 Ленин В. И. Полы. собр. соч., т. 17, с. 363. шел в меньшевистских организациях. «У нас полный разлад и полнейшая деморализация..,— признавал один из лидеров меньшевизма Потресов,— Я не думаю, что этот распад, эта деморализация где-нибудь еще так ярко проявили себя, как среди нас, меньшевиков» 1. Меньшевики считали, что русское самодержавие уже превратилось в конституционно-буржуазную монархию и потому вопрос о новой буржуазно-демократической революции снимается. Не веря в возможность возникновения нового революционного подъема, в панике отступая, многие меньшевики отрекались от партийной программы и предлагали ликвидировать нелегальную партию. Их стали называть ликвидаторами. Свою деятельность они переносили в легальные рабочие организации и культурно-просветительные учреждения. В Харькове ликвидаторы группировались вокруг легальных профсоюзных обществ конторщиков, бухгалтеров, союза печатников и либерального журнала «Горожанин». В Киеве они принимали участие в издании либерально-буржуазной га зеты «Киевская мысль», а центром своей деятельности на некоторое время сделали «Рабочий клуб трудящихся лиц». Таким же было положение и в Одессе. В 1908 г. в рядах РСДРП появилось и другое, хотя и неоформившееся, течение — отзовизм. Ряд мелкобуржуазных попутчиков внутри партии, отошедших от марксизма, потребовал отозвать из III Государственной думы социал-демократическую фракцию и вообще прекратить работу в легальных организациях. Не понимая новых условий, сложившихся в годы третьеиюньской монархии, прикрываясь левой революционной 1 Социал-демократические движения в России. Материалы. М.; Л., 1928, т. 1» с. 171. 186 ///. Период столыпинской реакции (1907—1910) фразой, они выступили против ленинской линии укрепления связей партии с массами. Политика отзовистов препятствовала партии большевиков собирать силы для нового развертывания революционной борьбы. Вот почему В. И. Ленин указал, что «...отзовизм есть меньшевизм наизнанку, что он неизбежно ведет тоже к ликвидаторству» 1. Характерно, что для борьбы с большевиками отзовисты вступали в соглашения с ликвидаторами-меньшевиками. Дезорганизаторскую подрывную работу внутри партии пытались развернуть отзовисты в Одессе. Некоторые члены Екатеринославского комитета РСДРП также склонялись к отзовизму. Резко вправо эволюционизировала Украинская социал-демократическая «Спилка», примыкавшая к меньшевистской части РСДРП. «Спилка» осудила решительные революционные выступления рабочих, а в отношении крестьянского движения приняла решение добиваться, чтобы забастовки в селе «проходили совершенно спокойно, мирно, без какого- либо насилия, угроз, уничтожения чужого имущества» 2. В агитационной работе среди крестьянства «спилча- не» прибегали и к разжиганию межнациональной вражды. В ряде случаев это способствовало вовлечению политически отсталых крестьян в ряды черносотенцев. Таким образом, украинский мелкобуржуазный национализм смыкался с великодержавным шовинизмом. В начале 1908 г. часть руководителей «Спилки», в том числе ее основатель М. Меленевский (Басок), укрепили контакты с предателем рабочего класса Иудушкой-Троцким, как его называл В. И. Ленин. Печатный ор- 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 19, с. 48. 2 ЦГИА УССР, ф. 274, оп. 1, д. 1068, а. 352. ган «Спилки» услужливо предоставил свои страницы для публикаций статей откровенных ликвидаторов- меньшевиков Мартова, Дана, Мартынова и др. В 1909 г. «Спилка» распалась. Попытки восстановить ее в последующие годы успеха не имели. Распад и разложение охватили также мелкобуржуазную УСДРП, состоявшую преимущественно из интеллигенции и студенчества. В условиях спада революции, усиления царских репрессий ее ряды редели с молниеносной быстротой. Ряд членов УСДРП предложил свои услуги другим буржуазным и мелкобуржуазным партиям. Один из лидеров УСДРП С. Петлюра, по рекомендации М. Грушевского, начал активно сотрудничать в буржуазно-националистической газете «Рада». В 1908 г. незначительные остатки членов организации УСДРП на Роменщине вступили в дружественные контакты с местной группой эсеров. Часть членов УСДРП, следуя их примеру, стала на путь террора. Эта партия почти не имела действующих низовых организаций, за исключением нескольких студенческих. Члены УСДРП, действовавшие за границей, также никаких связей с массами не установили. В целом даже ее руководители характеризовали деятельность УСДРП в годы реакции как «период едва заметного существования нашей партийной жизни» 1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идейный разброд и политические шатания в мелкобуржуазной среде» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»