Декабрьские выступления в Екатеринославе и на Екатерининской железной дороге
Героическую борьбу 1 Революция 1905—1907 гг. в России. Высший подъем революции 1905—1907 гг. М., 1955, ч. 1, с. 689. 142 //. Украина в период первой российской революции 1905—1907 гг. пролетариата Москвы поддержал рабочий класс Украины. Одним из самых крупных было выступление рабочих и служащих Екатеринослава и Екатерининской железной дороги. Как только в городе стало известно о начале всеобщей политической стачки москвичей, местный большевистский комитет и Совет рабочих депутатов решили немедленно поддержать их. На рассвете 8 декабря прозвучал гудок-сигнал на Брянском заводе, его подхватили гудки других предприятий. К 9 часам утра прекратили работу все предприятия заводского района, а к концу дня стачка охватила весь город. Для руководства забастовкой Совет рабочих депутатов, распорядительный стачечный комитет Екатерининской железной дороги, Екатеринославский объединенный комитет РСДРП, организации Бунда, эсеров, бюро провинциальных организаций РСДРП и стачечный комитет почтово-телеграфного союза создали Боевой стачечный комитет (БСК) Екатеринослава и Екатерино- славской губернии. Большевики Г. И. Петровский, И. Е. Захаренко, А. А. Фабричный, И. И. Меренков, С. С. Парижер, М. А. Савельев, И. К. Шевченко и другие занимали последовательную революционную позицию в БСК. Он действовал от имени Совета рабочих депутатов как орган революционной власти. Распоряжения комитета были обязательными для всех промышленных предприятий, торговых заведений и учреждений. БСК издавал свой «Бюллетень», в котором публиковались его постановления и распоряжения, хроника революционных событий в России, сведения о рабочем движении в Екатеринославе и губернии. Заводской район Екатеринослава полностью перешел в руки бастующих. Боевая дружина обезоружила полицию и жандармов. Совет рабочих депутатов отменил квартирную плату, налоги, принял решение о введении 8-часового рабочего дня. В районе появились бесплатные столовые, осуществлялась свобода печати. Эта своеобразная «рабочая республика» надежно охранялась боевыми дружинниками. В районе поддерживался революционный порядок. 16 декабря местная охранка сообщала, что заводской район еще находится во власти революционеров, в полном подчинении Боевого стачечного комитета и что администрация, не надеясь на свои военные силы, проникнуть туда не решается, а все виднейшие революционеры временно переселились туда. Однако коалиционный по своему составу Боевой стачечный комитет, несмотря на некоторые успехи, действовал в общем нерешительно и без должной революционной инициативы. Воспользовавшись этим, местные власти собрали силы и перешли в наступление. В город спешно были переброшены дополнительные воинские подразделения. 22 декабря Совет рабочих депутатов принял решение о прекращении политической стачки. Один из делегатов заявил, что они не отступают, а кладут свое оружие в ножны и ждут сигнала, когда вместе со всей Россией вступят снова в борьбу. Рабочие взяли власть в свои руки также в рабочих предместьях Екатеринослава — Кайдаках, Амур-Ниж- неднепровске,— а также в Каменском, где был создан БСК, возглавивший стачку и выступивший как орган власти. В объявлении комитета отмечалось, что только распоряжения Боевого стачечного комитета являются обязательными для всех граждан Каменского. Ширилось революционное движение на Екатерининской железной дороге. Здесь в течение 8—9 декабря замерла работа на всех железнодорожных участках. Забурлили Алек- сандровск, Гришино, Авдеевка, Гор- 6. Декабрьское вооруженное восстание 143 ловка, Ясиноватая, Долгинцево и ряд других железнодорожных станций. Бастующие рабочие и служащие создавали свои революционные органы. На станциях, констатировали органы власти, при содействии и под руководством посланных из Екатерино- слава и Нижнеднепровска представителей распорядительного стачечного комитета Екатерининской железной дороги и других революционных организаций быстро сформировались местные распорядительные стачечные комитеты, взявшие под свой контроль станции, подвижной состав, паровозы и железнодорожный телеграф. Бастующие пропускали лишь специальные «делегатские» поезда по разрешению комитетов. Плата пассажиров за проезд поступала в стачечный фонд. На станциях Екатерининской железной дороги проходили митинги и демонстрации, в которых участвовали также шахтеры и крестьяне. На отдельных участках железной дороги стачечная борьба начала перерастать в вооруженное восстание.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Декабрьские выступления в Екатеринославе и на Екатерининской железной дороге» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»