Опыты с использованием моделей и чучел (Тинберген, 1974) показали, что животные предпочитают преувеличенные, так называемые "супернормальные" стимулы, или сверхстимулы (см. также: 3.4). Так, в естественных условиях птенец чайки, выпрашивая корм у родителя, клюет яркое пятно на его клюве. В эксперименте, когда птенцам предъявляли модели "клюва" с разным размером пятна, они предпочитали более крупные пятна. Самым эффективным стимулом оказалась модель с полностью красным клювом. Подобные сверхстимулы действуют и на человека. Одним из.них являются изображения человека, наделенного нарочитой "ребяческой прелестью". Для них характерен "младенческий" тип строения тела, который легко узнается по пропорциям, – с большим относительным размером головы, высоким выпуклым лбом, пухлыми щеками, маленьким ртом, короткими конечностями. Известно, что К. Лоренц (Lorenz, 1943) первым привлек внимание к этому феномену и подробно обсуждал действие этого комплекса стимулов на человека и животных (рис. 4.9). На этой особенности восприятия основано и использование в коммерческом искусстве поделок и изображений, где, например, звери выглядят как маленькие дети. По-видимому, комплекс "ребяческой прелести" действует на людей по-разному в зависимости от их возраста и пола (и, возможно, других признаков). Об этом свидетельствуют опыты, в которых детям предлагали игрушечных львов, с пришитыми к ним различными головами – "взрослыми" и "детскими". Оказалось, что девочки играют только со "львятами", вызывающими у них нежные материнские чувства. Мальчики одинаково используют и тех и других в играх, носящих к тому же агрессивный характер.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «"Супернормальные" стимулы» з дисципліни «Основи етології і генетики поведінки»