Широкое применение сравнительного метода к изучению эволюционных основ поведения животных повлекло за собой этологичес-кий анализ видоспецифических элементов в поведении человека. Следует сразу уточнить, что речь идет не о генетических основах интеллекта человека и свойств его высшей нервной деятельности, которым посвящены многочисленные исследования психогенетиков (Равич-Щербо и др., 1999; Малых и др., 1998), а о природе таких реакций как мимические, эмоциональные и некоторые двигательные стереотипы. Вопрос о существовании наследственно обусловленных элементов в поведении человека долгое время был дискуссионным. По этому вопросу имелся широкий спектр точек зрения. Так, У. Джеймс (см.: 2.3) утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных, но они "замаскированы" его способностью к обучению и мышлению. В отличие от этого большинство бихевиористов придерживалось противоположной точки зрения. Они почти полностью отрицали такую возможность и считали, что ведущую роль в формировании поведения человека играют индивидуально приобретенные компоненты. Анализ поведения человека с помощью этологических методов одними из первых начали проводить Н. Тинберген (Tinbergen, 1963) и ученик К. Лоренца немецкий ученый И. фон Эйбл-Эйбесфельдт в 50-е годы XX столетия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этология человека» з дисципліни «Основи етології і генетики поведінки»