В работах перечисленных выше ученых преимущественное внимание было обращено в основном на инстинктивное поведение. В этом разделе мы упомянем тех исследователей, в чьих работах закладывались основы изучения проблем индивидуального приспособления, т.е. таких форм поведения, как привыкание, обучение, рассудочная деятельность, – авторов, чьи работы оказали наибольшее влияние на последующее развитие науки о поведении в целом или связаны с проблемой мышления животных. Э. Торндайк. Первой попыткой экспериментального изучения высших психических функций животных следует считать работу английского ученого Эдварда Торндайка (1874–1949), ученика У. Джеймса (см.: 2.3). Его работы послужили логическим обоснованием бихевиоризма и сравнительной психологии (см.: 1.3). Торндайку принадлежит первое систематическое экспериментальное исследование поведения животных в контролируемых лабораторных условиях. Появление таких работ диктовалось стремлением противостоять антропоморфизму в трактовке поведения, который был характерен для науки того времени и в яркой форме проявился в книге Романе -са "Animal intelligence" (1881). Торндайк первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход, введенный в психологию человека немецким психологом В. Вундтом (1832–1920) в противовес господствовавшему в ней в тот период методу интроспекции. В своей книге "Интеллект животных", изданной еще в 1898 г., он утверждал, что решение задачи является интеллектуальным актом, и что "правильное" движение появляется как результат активных действий индивида путем последовательного перебора различных манипуляций. Широкую известность принесли Торндайку его опыты с так называемыми "проблемными ящиками". Эта идея была подсказана ему К. Ллойд-Морганом (см.: 2.3), собака которого самостоятельно отпирала садовую калитку. Воссоздание подобной ситуации в эксперименте представлялось в то время удобной моделью для изучения разума животных. В этих опытах животное (чаще всего кошка) помещалось в запертый ящик, выйти из которого можно было только при совершении определенного действия (нажатия на педаль или рычаг, открывающий задвижку). После множества беспорядочных движений (проб), которые в своем большинстве бывают неудачными (ошибки), животное совершает нужное действие (случайный успех) и впоследствии выполняет его быстрее и чаще, чем сначала. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для приспособления к которым у организма нет готового двигательного ответа. Решение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма как единого целого со средой. Выбор действий организм осуществляет активно, а формирование действий происходит путем упражнений. Концепция Торндайка была сформулирована в ряде законов: 1) закон упражнения – сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких со впадений; 2) закон готовности – повторение таких совпадений изменяет го товность организма к проведению нервных импульсов; 3) закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобрета ют способность вызывать ту же самую реакцию (законы 1–3 были известны в психологии и ранее, но Торндайк перенес смысловой акцент с постулирования формирования ассоциаций внутри нервной системы на установление связей между движениями и внешними событиями); 4) закон эффекта – любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта ста новится более вероятным, чем прежде; напротив, любой акт, оказывающий в данной ситуации отрицательное воздействие на животное, при ее повторении появляется с меньшей вероят ностью. Своими экспериментами Торндайк существенно расширил арсенал методов объективного изучения поведения. Введенные им в практику лабораторного исследования методы (в том числе и метод "проблемных ящиков") позволяли количественно оценивать ход процесса научения. Торндайк первым ввел графическое изображение успешности выработки навыка – "кривую научения". Переход к строгой количественной оценке проявлений поведения животных в эксперименте сделал Торндайка основоположником сравнительной психологии. Зарождение этого направления было толчком для создания в Америке ряда лабораторий (гл. 1). Кроме того, работа Торндайка впервые позволила экспериментально разделить различные формы индивидуального приспособительного поведения, показав, что в основе действий, которые воспринимаются как проявление разума животных, могут лежать более простые процессы – прежде всего обучение методом проб и ошибок (см. также: 2.7). Работы Торндайка велись в те же годы, что и работы другого основоположника науки об обучении – И.П. Павлова, однако на протяжении многих лет они совершенно не были связаны друг с другом. Дж. Уотсон. Американский психолог (орнитолог по своим исходным интересам) Джон Уотсон (1878–1958) сыграл огромную роль в развитии науки о поведении животных. Он был родоначальником бихевиоризма (см.: 1.3), на многие десятилетия ставшего доминирующим направлением изучения поведения, по крайней мере в США (см.: Уотсон, 1925). Он начинал работать в тот период, когда в психологии господствовали идеи интроспекционизма, согласно которым предметом психологии было содержание сознания. В противоположность этому Уотсон выдвинул положение, что предметом психологии является поведение животных и человека, т.е. комплекс секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы. Анализ поведения, согласно Уотсону, должен быть строго объективным, а описание психологических процессов следует свести к соотношениям между стимулом, действующим на организм, и реакцией на него, т.е. поведением. Именно от слова "поведение" (behavior) и получило название новое направление. Объективный учет поведенческих актов, доступных для наблюдения, должен стать, по мнению Уотсона, основой экспериментального анализа психики. "Стимул", "реакция", "ответ", "образование навыка" и т.д. – вот понятия, которыми должен оперировать психолог вместо того, чтобы использовать такие термины, как "сознание", "психическое состояние", "интеллект" и т.д. Сформулированные Уотсоном принципы бихевиоризма получили дальнейшее и разноплановое развитие в работах теоретиков обучения: К. Халла, Э. Толмена, Б. Скиннера, Е. Газри (см. подробнее: Ярошевский, 1997).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследования способности животных к обучению» з дисципліни «Основи етології і генетики поведінки»