Термин «организация» имеет очень широкий смысл. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом понятия «упорядоченность». А.И. Пригожин приводит три самых распространенных значения понятия «организация» применительно к социальным объектам: – как искусственное объединение людей институционального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее конкретные функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. Это предприятия, органы власти, союзы, кооперативы и т.д.; – как определенная деятельность по организации, распределению функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.д. То есть организация выступает как процесс целенаправленного воздействия на объект. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление»; – как характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Здесь под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. Организация выступает как свойство, атрибут объекта. Такое содержание термина употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация. В данном разделе речь пойдет об организации в первом из перечисленных выше значений, то есть о как совокупности людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. Организация, таким образом, выступает формой совместной деятельности людей, при которой она выглядит упорядоченной, отлаженной, скоординированной. Поскольку организации связаны в первую очередь с деятельностью людей, их называют социальными организациями. Ключевые элементы организации не здания, оборудования или технологии. Организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организации – сложный организм, в котором соединены интересы личности и групп. У организаций есть свой облик, культура, традиции. Не зная сущности организаций и тенденций их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал. Организации как объект исследования привлекают к себе внимание ученых и практиков – представителей самых разных областей знания. Практически с самого начала становления социологии как науки ведущие социологи М. Вебер, Э. Мэйо, Ч. Барнард, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Блау, Д. Скотт, М. Крозье, Р. Лайкерт и др. уделяли большое внимание изучению организаций. Их исследования показали, что организации – это социальные отношения между членами социальной группы. Социологи выделили следующие общие черты организаций: – цели, отражающие их предназначение, и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества; – персонал или работники, обладающие квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей; – разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач; – коммуникации, то есть различного рода связи, необходимые в процессе выполнения совместной работы; – формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировали как целостные образования; – уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации. В ХХ веке оформились различные концепции организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Согласно теории Ч. Барнарда, организация – это вид кооперации людей, отличающийся от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Для Барнарда и его последователей ключевой была проблема совместных действий людей, их кооперация. Д. Марч и Г. Саймон отметили такую составляющую организации, как координация усилий ее членов. По их мнению, организация – это сообщество взаимодействующих индивидов, являющееся самым распространенным в обществе и содержащее центральную координирующую систему. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на сложный биологический организм. П. Блау, У. Скотт делали акцент в изучении организации на том, что для достижения своих специфических целей организация должна быть формализована, обладать формальной структурой. А. Этциони интерпретировал организации как социальные объединения (группы), сознательно конструируемые для специфических целей. Основной упор им был сделан на сознательном членстве в организации и сознательных действиях ее членов. Социальные организации имеют общие характеристики, наличие которых помогает понять, почему для нормального их функционирования необходимо управление: – наличие ресурсов организации; – зависимость от внешней среды; – наличие подразделений (групп людей), представляющие собой составные части организации; – горизонтальное и вертикальное разделение труда. На основании вышеперечисленного попытаемся дать определение организации. Организация – это целостная, специально структурированная и координированная система, связанная с окружающей средой, деятельность которой направлена на достижение определенных целей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность и основные признаки организации» з дисципліни «Соціологія управління»