Не располагая смолоду сколько-нибудь достаточными для жизни средствами, Гегель начинал свою карьеру домашним воспитателем и учителем (с 1797 по 1800 год). Затем, после непродолжительного опыта преподавания в университете, он на протяжении восьми лет был директором гимназии в Нюрнберге (1808–1816), совмещая работу на этом посту с преподаванием философии в той же гимназии. С 1813 года Гегель был еще и членом Совета по делам образования в Нюрнберге. Наконец, с 1816 года и до самой смерти Гегель оставался университетским наставником молодежи. По свидетельствам современников, Гегель великолепно учительствовал. И вся его преподавательская работа имела бесспорный успех. Будучи глубоко и сильно заинтересован самым предметом преподавания, искренне желая научить школьников и студентов, развить их способности, он заражал молодежь энтузиазмом научного поиска. Излюбленным Гегелем методом обучения была беседа. Много сил он отдавал культивации вопросов учащихся, вовлекал их в обсуждения интересных и серьезных проблем. И вместе с тем его преподавание было связным, системным. Он свободно управлял ходом беседы и работой класса в целом. Гегель тщательно проверял и рецензировал письменные работы учащихся. Если слушатели перебивали его вопросами, Гегель никогда не возражал, но он не терпел ни малейшего проявления лености и невнимания. Составной частью учительской работы Гегеля было привитие юношам вкуса к хорошему чтению. Он всегда рекомендовал старые, выдержавшие проверку временем книги. Он весьма гордился организованной им гимназической библиотекой, стоившей ему немалых трудов. И Гегель постоянно заботился о пополнении этой библиотеки. Публично обсуждалось каждое новое поступление на общем собрании профессоров и гимназистов. В последний год работы в гимназии Гегель основал естественно-научный музей – кабинет, прославленный своей минералогической коллекцией. В качестве директора Гегель был строг и справедлив. Для воспитательной позиции Гегеля характерен следующий эпизод из времен Нюрнбергской гимназии. В 1812 году большая группа учащихся пожелала заниматься танцами, и директор Гегель дал добро этому начинанию, хотя и не слишком ему симпатизировал. Но приглашенный учитель танцев разочаровал гимназистов, которые выбрали депутацию просить у директора отменить танцевальный класс. Впоследствии депутация обнаружила, что она помнит, как входила в кабинет директора, но решительно не в состоянии припомнить, как из него выходила и как добралась до нижнего этажа. Гегель не терпел непостоянства и дела, не доведенного до конца. «Каждый обязан твердо держаться раз начатого и терпеть последствия своих действий. Танцуйте до конца года. Ведь и учитель танцев рассчитывает на твердый заработок, о нем нужно подумать, и обманывать людей нельзя». Гегель разделял радости и горести и учеников, и учителей. С каждым выпускником он беседовал индивидуально, с ним вместе размышляя над выбором им того или иного вида будущей деятельности. На протяжении всего гимназического курса Гегель учил юношей искусству самообразования и самовоспитания. Гимназисты относились к Гегелю с восхищением и благоговением. Ценились ими достоинства его сильного характера, простота и неподдельная нравственность его жизни, преданность делу, ответственность, доброжелательность. Учащиеся знали, что он пишет серьезные книги, они видели, что даже на переменах он читает иностранные газеты. Гимназистам импонировала его репутация знатока мировой политики и международных отношений. В университете Гегель также с успехом обучал молодежь ряду весьма сложных наук. Его лекции производили сильное впечатление благодаря тому, что лектор, не стремясь к внешнему блеску изложения, «забывал себя» в содержании, в предмете науки. Мысль, сложная, многоступенчатая, уходящая вглубь и ввысь, как бы рождалась – мучительно трудно – на глазах аудитории. Гегель вел слушателей по тернистым дорогам науки сочувственно к их усилиям и одновременно безжалостно подвергал их мышление все новым испытаниям, закаляя его. 2. Педагогическая практика Гегеля соотносится с его оригинальной и подробно разработанной теорией образования личности, т.е. ее становления и развития Ключ к педагогике Гегеля – принцип самоотчуждения. Чтобы стать человеком, он обязан отчуждаться от своей первой, животной, природы и приобретать вторую, идеальную, природу. У человека две матери – вечная природа и исторически становящаяся культура. И рождаться он вынужден, как минимум дважды. Образование предстает в учении Гегеля как переход человека от природного состояния к духовному. Это – «второе рождение» человека как такового. Образование личности есть путешествие паломника из страны дикого природного Я в страну духа, культуры, гражданства. Гражданства, которое для воспитуемого принимает формы его дома, семьи, школы, социального слоя, нации, государства. В диалоге человека с его средой становится личность. Личность – человек, способный изменять среду, изменяющую его самого. Преобразование среды есть преобразование себя. Человек есть то, что и как он делает и что получается в результате его действования. «Истинное бытие человека есть его действие». А действие зависит от уровня образованности. «Насколько же человек образован, настолько он действителен и располагает силой». То есть настолько он приобретает власть над открывающимися ему законами мира и над самим собой. Вступая в активный диалог с миром, воспитуемый должен воплощаться в нечто внешнее по отношению к себе, опредмечиваться, «отчуждаться» – в изготовленные им предметы, в конкретные дела, в мысли, поступки, отношения, имеющие объективное значение. Чтобы опредметиться, человеку надобно распредметить, присвоить, ПОНЯТЬ объект, постигнуть закон его существования и изменения, закон его устройства, т.е. приобрести ПОНЯТИЕ этого объекта. Активность человека по распредмечиванию и опредмечиванию есть труд. Только в труде внешний мир становится не чуждым, а знакомым душе растущего человека. Делая незнакомое («чужое»), непонятное, новое – своим, известным, понятным, человек растет. Необходимые этапы этого непрерывного процесса роста – осознание человеком того, что он изменился. Человек обязан обновляться. Учиться значит изменяться, а это нелегко. Приходится часто прощаться с собой прежним. Это вечное обновление человеческого духа происходит не самопроизвольно, не непосредственно, но с противоречиями, с препятствиями – сознанием и волей, напряжением, трудом души. Человек, как и народ в целом, как и вся человеческая история, развивается постепенно, поэтапно, поднимается по крутым ступеням. И народ, и принадлежащий ему индивид становится исключительно в действии. «Народы суть то, что производят их действия». А производят они свои обычаи, нравы, религию, государственное устройство, законы, все свои учреждения. И «индивид есть только то, что получается в результате его действования». Действительность человека есть его труд, реализующий его задатки. Человек приобретает мировоззрение, развивается, образовывается, усваивая бытие народа. «Ведь он находит бытие народа как готовый мир, к которому он должен приобщаться». Но одного приобщения мало.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гегель как практик и теоретик образования» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»