ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Модернізація інституту сім'ї

Сущность сознания и ума. Их становление и развитие
Биография интеллекта. Наукоучение Фихте представляет собой исследование природы и законов человеческого духа («я»), природы и структуры сознания, познания и знания.
Фихте кладет в основание своей философии субъект, все бытие которого состоит в бесконечной деятельности самополагания. Фихте мог бы воскликнуть вместе с Фаустом: «Но свет блеснул – и выход вижу я: в Деянии начало бытия!»
Это первое основоположение наукоучения обращается к человеку как требование: мысли себя и тем самым роди себя в духе! Благодаря деятельной мысли выработай из себя свободного человека!
Оставалось вывести из этого начала всю систему человеческого знания, что великий мыслитель впервые в истории науки и сделал.
Основная теоретическая способность, лежащая в основании всякого сознания и создающая для «я» всю реальность, есть продуктивная сила воображения.
Продуцирующее воображение присуще всем людям, ибо без него у них не было бы ни единого представления о себе и о внешнем мире, ни одного понятия.
Обозначив этот главный, если не единственный, источник сознания, Фихте ставит перед собой задачу проследить ход естественного развития интеллекта от низшей ступени теоретической установки до высшей, на которой интеллект постигает себя и им же создаваемый мир («не-я»).
В этом смысле Фихте называет наукоучение «прагматической историей человеческого духа», ибо оно воспроизводит восхождение по ступеням развития, совершаемое самим «я» в силу его природы. Метод наукоучения совпадает с законами развития интеллекта, согласно которым он необходимо становится для себя тем, что он есть.
Эти законы развития ума и познания суть этапы совершенствования рефлексии. Интеллект есть процесс и результат наступления рефлектирующего сознания на то, что он сам же бессознательно производит.
У Руссо: чтобы знать, надобно видеть. У Канта: чтобы увидеть, уже надо многое знать. У Фихте: чтобы видеть, необходимо, но недостаточно знать, надобно еще и рефлектировать все, что усматриваешь.
Фихте лишает ассоциацию идей ответственности за закономерный, упорядоченный характер мыслительного процесса, требуя контроля его сознанием – рефлексии.
Объект понятия, то, что у Канта есть «вещь в себе», у Фихте – продукт бессознательной, нерефлектирующей деятельности «я», поскольку это «я» продуцирует силою воображения чувственный созерцаемый образ вещи. Понятие же – продукт той же самой деятельности, но протекаемой с сознанием хода и смысла собственных действий .
В результате первой рефлексии над чистой, ничем не ограниченной деятельностью продуцирующего воображения, «я» впервые возникает для себя, но еще не как самосознающее «я». Оно есть свой собственный продукт, но пока не может знать этого, потому что, рефлектируя об этой деятельности, оно еще не рефлектирует о своей рефлексии. Этот зародыш сознания называется ощущением.
Рефлектируя над истоками и причинами своих ощущений, «я» совершает выход за пределы ощущения. В этой новой рефлексии «я» действует. Это действие называется созерцанием – немым, бессознательным взиранием, растворяющимся в своем предмете.
Созерцающее «я», однако, не рефлектирует над своей созерцающей деятельностью и не может, покуда созерцает, над ней рефлектировать. На этой ступени рефлексии сознание, следовательно, не отдает себе отчета в указанной деятельности, но совершенно теряет себя в ее объекте. Из этого первоначального созерцания, однако, не возникает еще ни сознания объекта, ни самосознания.
Рефлектируя над созерцанием, в качестве продукта своей свободной деятельности «я» получает образ. Посредством уже не продуцирующего, а репродуктирующего воображения создаваемый образ относится к первоначальному созерцанию как к своему прообразу. Здесь возникает для «я» различие между идеальным и реальным, представлением и вещью, субъективным и объективным.
Но репродуктивное воображение само по себе не может прийти к окончательному результату. Чтобы зафиксировать нужный результат, необходима новая рефлексия, осуществляемая рассудком. Рассудок, согласно Фихте, не создает ничего нового. Он классифицирует и хранит в себе продукты репродуктивного воображения – представления.
Способность свободно мыслить есть характерное отличие человеческого рассудка от рассудка животного. У последнего тоже есть представления, но они необходимо следуют друг за другом и порождают друг друга подобно тому, как одно движение в машине необходимо порождает другое.
Возможность собственными силами деятельно противостоять этому слепому механизму ассоциаций идей, при котором дух совершенно пассивен, и по собственной свободной воле направлять поток своих идей в определенное русло есть преимущество человека.
Чем больше человек осуществляет это преимущество, тем больше он человек. Способность человека, благодаря которой он обладает этим преимуществом, есть та самая способность, посредством которой он свободно желает. Проявление свободы в мышлении, равно как и проявление ее в волении, есть, по Фихте, необходимое условие, которое только и позволяет ему сказать: аз есмь, я есть самостоятельное существо .
Рефлектируя о рассудке и содержащихся в нем объектах, «я» выступает как способность суждения. Способность суждения рефлектирует над объектами, уже имеющимися в рассудке, или же абстрагируется от них и полагает их в рассудке после дальнейшей работы рефлексии.
Наконец, рефлектируя о способности суждения, «я» сознает свою способность отвлекаться от всякого объекта, а следовательно, и от всех объектов вместе взятых, т.е. свою полную свободу от объектов. Для него теперь очевидно, что оно определяется только самим собою, а в случае определения каким-нибудь объектом само полагает себя как определенное через «не-я». В этом сознании своей первоначальной сущности «я» выступает как разум.
Этим завершается восхождение теоретического «я» по ступеням развития.
Путь его был прост и соответствовал природе сознания. «Я» должно быть деятельным, оно должно рефлектировать о своей деятельности и благодаря этому создавать новую деятельность, о которой оно в свою очередь должно было рефлектировать.
Каждая из этих рефлексий есть возвышение сознания до новой ступени самосознания.
«Я» рефлектирует о своей первоначальной деятельности и ощущает себя ограниченным.
Затем оно рефлектирует о своем ощущении и возвышается до созерцания.
Далее оно рефлектирует о своем созерцании и воображает то, что оно созерцает (репродуктивное воображение).
После этого оно рефлектирует о своем воображении и понимает то, что оно вообразило (рассудочные представления).
Потом оно рефлектирует о своем представлении и судит о том, что оно представляет.
Наконец, «я» рефлектирует о своей способности суждения и сознает себя как способность отвлекаться от всех объектов, как самосознание, имеющее дело с понятиями.
Обнаружение бессознательных компонентов души приводит Фихте к необходимости различать несколько уровней психической жизни. В своем развитии человек возвышается от эмпирического, или конечного «я» до уровня «интеллигенции», или рефлективного самосознания.
Отсюда – непреложное требование обучать рефлектировать. Именно рефлексия дает свободу и власть созерцать и мыслить долго и правильно.
Таким образом, в качестве познавательной деятельности сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления.
Движение от созерцания, чувственного этапа сознания к теоретическому мышлению осуществляется «по спирали»: каждое удаление отвлеченной мысли от ощущений, восприятий и представлений сопровождается постоянным возвратом к ним.
Задача мышления, по Фихте, в том, чтобы понять собственные действия по созданию образов созерцания и представления, сознательно репродуцировать то, что оно продуцировало ранее бессознательно. Поэтому законы и правила дискурсивного (сознательно повинующегося правилам) мышления и суть не что иное, как осознанные – выраженные в логических схемах – законы интуитивного мышления, творческой деятельности субъекта, созидающего мир созерцаемых образов, мир, каким он дан в созерцании .
Всякое истинное познание исходит, следовательно, из созерцания. Проблемы становления и развития способности созерцания занимают выдающееся место в педагогике познавательных способностей человека.
Созерцание. Фихте и абсолютно тождественный ему в данном отношении Песталоцци говорят об Anschauung, т.е. интуиции, или созерцании, трактовка коего в истории культуры весьма разноречива. Песталоцци и Фихте обсуждают то созерцание, дающее непосредственное знание, которое соединяет в себе спинозистскую традицию с кантовской идеей о непосредственном оформлении мира явлений бессознательной способностью трансцендентального воображения.
Интуитивный способ познания у Спинозы – постижение способа своих действий, т.е. мышления. Создавая адекватную идею о самом себе, т.е. о форме своего собственного движения по форме внешних предметов, мыслящее тело создает тем самым и адекватную идею о формах самих предметов. Это одна и та же форма. Отдавая себе на самом деле, рациональный отчет о том, что мышление образует одновременно и истинную идею о предмете своей деятельности.
Фихте выставил против Спинозы тот факт, что человек совсем не по готовым, природой заданным контурам творит новые формы. Он активно движется по природе не свойственным, новым контурам, преодолевая «сопротивление» внешнего мира.
Фихте вносит в трактовку созерцания кантовский элемент: созерцание есть необходимый момент творчества. Созерцание соединяется с понятием, с деятельностью продуктивной способности воображения. В кантовской трактовке созерцание дает представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке (это – эмпирическое созерцание – сознание об индивидуальном предмете).
У Фихте самосознание начинается с интеллектуального созерцания, которое есть непосредственное знание того, что «я» действует, и того, что за действие оно совершает
Интеллектуальное созерцание появляется вместе с созерцанием объекта, без которого невозможно никакое мышление. Мы абсолютно ничего не можем выдумать для себя или создать через мышление. Мы можем мыслить лишь то, что созерцается. Мышление, в основе коего нет никакого созерцания, – пустое. Собственно, оно не есть даже мышление.
Непосредственное знание, получаемое в ходе созерцания, характеризуется единством чувственного (непосредственного) и рационального (опосредствованного).
Фихте исходит из того, что в созерцании как деятельности по построению образа вещи постоянно происходит соединение, синтез исключающих друг друга определений. У Фихте действительное познание рассматривается как единство противоположностей опосредствованного и непосредственного знания. Нет ничего, что одновременно не содержало бы в себе и непосредственности, и опосредствования .
В изолированном виде чистое созерцание не существует, но и опосредствованное (дискурсивное) мышление содержит в себе интуицию как своеобразное обобщение непосредственно от исходных данных к результату. А свернутым (т.е. мгновенно актуализирующимся опосредствующим) звеном здесь выступает накопленное прежде знание, опыт.
Созерцание – центральное понятие педагогики Фихте, весьма детально разработанное им в «Речах к немецкой нации».
Ошибка воспитания в том, что оно отвлекает воспитанника от созерцания вместо того, чтобы направлять его на рефлексию. Педагогика, не зная, в чем заключается природа души и о чем надо заботиться при формировании человека, обходит созерцание. Педагогика переоценивает чтение и письмо как средство развития и поэтому и применяет их ложно, вербально, оставляя духовную жизнь пустой, туманной, непроясненной.
Система воспитания есть школа подготовки к человеческому самопознанию и миросозерцанию, даваемым наукоучением. Она способна служить общенациональной пропедевтикой для эпохи науки разума. Искусство направлять созерцание воспитанника, отправляясь от его элементов, открыто И.Г. Песталоцци.
Предложенное Песталоцци средство вводить воспитанника в непосредственное созерцание аналогично нашему, утверждает Фихте. Побуждать душевную деятельность воспитанников надобно так, чтобы благодаря ее активности он мог формировать образы. Тогда все, что он изучает, он будет удваивать в результате этого свободного порождения образов, ибо единственно возможным созерцанием является таковое, проистекающее из самостоятельной свободной деятельности творческого воображения.
Столь же несомненно, что общий и имеющий чрезвычайно далеко идущие следствия закон «не отставай от появления и роста созревающих способностей и сил ребенка, которые предполагается развить в нем, и не опережай их» справедлив и для этого случая: стимуляции способности созерцания у воспитанника.
Песталоцци, приступив к разработке своего метода, ставит целью установить отправные пункты всего человеческого образования, найти соответствующий задаткам и потребностям самой детской природы психологически правильный путь обучения.
Действительно, концепция Песталоцци состоит именно в том, что созерцание человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания.
Фихте не устает повторять, что искусство практически управлять созерцанием открыл великий Песталоцци, нашедший спасение для всего человечества. Его методика развития созерцания дает воспитанникам самосознание.
Без самопознания не может быть адекватного восприятия мира, свободного от иллюзий и самообмана; не может быть становления убеждения, не может быть подлинного осознанного творчества. Это – профилактика несознательности, автоматичности, инерционности, привычности жизни, мышления, поведения, суждений, убеждений.
Но Песталоцци надо несколько подправить, считает Фихте. Песталоцци начинает с очень правильного положения, что первым объектом познания для ребенка должен быть он сам, но разве тело ребенка и есть он сам? Уж если этим объектом и должно быть человеческое тело, то разве тело матери не намного ближе ему и нагляднее? И как может получить ребенок чувственное познание о своем теле, не научившись сперва им пользоваться? Эта информация не есть познание, а просто зазубривание произвольных словесных символов – следствие переоценки роли языка.
Не окружающие вещи, не тело свое нужно брать за исходный пункт созерцания, не чтение и письмо, а собственную деятельность, чувства, потребности, ощущения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность сознания и ума. Их становление и развитие» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандарти ISDN
Аудит вилученого капіталу
ЯКІСНІ ВЛАСТИВОСТІ ГРОШЕЙ
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...


Категорія: Модернізація інституту сім'ї | Додав: koljan (16.12.2012)
Переглядів: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП