Каково влияние секуляризации на жизнь общества в долговременной перспекти-ве? Является ли процесс секуляризации необратимым? Означают ли те перемены, ко-торые привели к изменению роли религии в жизни общества, постепенное полное ис-чезновение религии? Ответ на эти вопросы не столь очевиден. Секуляризация сняла преграды на пути развития научно-технической цивилизации. Религия сегодня не вос-принимается как помеха прогрессу, как препятствие на пути развития науки. В то же время обнаружились проблемы, возникшие при движении по этому пути, противоре-чия, с которыми сопряжен процесс секуляризации, и неоднозначность его последствий. В этом контексте в со-
287 временном мире возникают движения за "возрождение" традиционных религий, за "религиозное обновление". Феномен "возрождения религиозности" связан с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности, психологической устойчивости в условиях возникно-вения проблем, порождаемых современным этапом общественного развития: экологи-ческая (отчуждение от природы), связанная с ломкой традиционных укладов утрата смысложизненных ориентиров и возникающая на этой почве аномия, ценностные кон-фликты, обостренные поиски идентичности. 3. Бауман определяет нынешнюю эпоху как "эпоху идентичности", которая "полна шума и ярости" [ 1, с. 191 ]. Означает ли наметившаяся сегодня тенденция возвращения к мифологическим и религиозным мотивам серьезный поворот к религии или это только поверхностный религиозный энтузиазм? Ответ на этот вопрос предлагают теории секуляризации, от-ражающие различные подходы к интерпретации и оценке этого феномена в современ-ной социальной науке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Секуляризация и "религиозное возрождение"» з дисципліни «Соціологія релігії»