ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія релігії

Рутинизация харизмы. Религиозная иерархия
Разделение функций между членами религиозной группы происходит довольно рано, и прежде всего в области ритуала и культа. В семейных культах, например, отец семейства является одновременно и верховным жрецом, но здесь еще нет специфиче-ски религиозного разделения труда, поскольку обязанности жреца являются составной частью его главной роли в семье [9]. Такое разделение появляется в том случае, когда отправление культа становится делом особых специалистов (сами участники культовых действий при этом еще не образуют организацию).
Появление религиозных специалистов может быть связано с тем, что культовая деятельность усложняется и требует овладения особыми знаниями и навыками, не яв-ляющимися общим достоянием.
Шаман может служить примером такого специалиста, в руках которого сосредо-точивается уже обособившаяся магически-религиозная практика, хотя он не выполняет других функций (первосвященника, военачальника и пр.). Специализация и профессио-нализация испол-

204
нителей религиозных действий связана со степенью сложности ритуалов и боль-шой значимостью этих действий для группы. Поскольку успех зависит от правильности заклинаний и строгого соблюдения последовательности действий, они могут быть осуществлены не каждым.
Вместе с развитием политических форм власти происходит усложнение ритуа-лов.
Жрецы в Древней Индии первоначально были исполнителями больших жертво-приношений (лошадей, быков и пр.), тогда как ритуалы, относящиеся к жизненному циклу и совершаемые внутри семьи, стали делом специалистов-жрецов лишь значи-тельно позже. Сама возрастающая сложность ритуалов могла быть результатом про-фессионализации этой деятельности.
Наряду с усложнением культовой деятельности и выработкой определенных форм ее организации, ее упорядочением, происходит еще один важный сдвиг - коопе-рация исполнителей этих действий, которая включает разделение обязанностей и труда между ними, делегирование ответственности. Кооперация еще не означает создания организации носителей религиозных функций и не всегда ведет к ее созданию.
Так, в Древней Индии ведический ритуал подразумевал распределение жрече-ских функций на семь рангов, но, как правило, намеревавшийся произвести жертво-приношение сам выбирал из числа жрецов того, кому он доверял совершение обряда.
Существенно изменяется ситуация, когда появляются культовые здания, храмы такой величины, что их уже не может поддерживать одна семья, способная поддержи-вать святилище домашнего очага. Тем более, если храм - как это было нередко, - был связан с центральной политической властью и его функционирование становилось де-лом государственной значимости и масштабов. Жрецы святилища в Иерусалиме со времен правления Соломона стремились монополизировать отправления культа, подав-ляя и оттесняя другие местные культы. Со временем установилось привилегированное положение столичной жреческой династии. Письменные источники свидетельствуют о том, что среди жрецов храма существовало внутреннее иерархическое членение и раз-деление труда - один из признаков организации. Но это только небольшая часть людей в Иерусалиме, которые жили религией, составляя жреческую аристократию. Вся систе-ма была построена так, что можно говорить о наличии настоящей организованной ре-лигиозной структуры.
И все же дело не дошло до образования "церкви". Организованы были только жреческие слои, тогда как "миряне" находились

205
с храмом в отношениях своего рода "обмена": по их заказу жрецы проводили жертвоприношения, а они платили храмовый налог. Но жители города, посещавшие храм, не входили в какое-либо структурированное социальное образование, не являлись членами храмовой организации. Принадлежность к иудаизму определялась по рожде-нию. Религиозная организация в иудаизме начала складываться в диаспоре вокруг си-нагог как объединение мирян.
Сходная храмовая организация сложилась в Древнем Египте.
Известно, например, что в период Среднего царства в храме бога мертвых Ану-биса только 6 жрецов из примерно 50 вели службы, тогда как остальные были заняты другой деятельностью, в частности - сохранением храмовых сокровищ.
Следовательно, не только культ, но и другие виды деятельности способствовали возникновению организации, включая и такие виды деятельности, как хозяйственная и торговая. Процесс эта-тизации, огосударствления подталкивал к созданию религиозной организации, в то же время потеря государственной самостоятельности и в Израиле, и в Египте не затормозила, но, напротив, способствовала развитию в этих обществах рели-гиозных организаций.
Огосударствление общества не всегда ведет к организационным изменениям культа. В Риме, несмотря на сильно развитое государство, отправление культа не стало делом специальной религиозной организации. Высшие служители культа не обязатель-но были профессиональными жрецами, соответствующие роли исполняли знатные римляне в те или иные моменты своей политической карьеры. Низшие роли (содержа-ние в порядке храмов, уход за жертвенными животными и т.п.) исполняли "государст-венные служащие", так что здесь не происходило образования иерархии. Параллельно сосуществовавшие жреческие коллегии не продвинулись даже на пути к созданию об-щей организации жрецов.
Образование религиозной организации способствует рационализации культа и рационализации учения. Разделение труда внутри организации дает возможность ее членам одновременно заниматься разными видами деятельности и делает необходимым выработку правил и критериев оценки этой деятельности на основе складывающейся традиции.
Таким образом, подобно тому как в современном обществе гражданин не явля-ется членом организации "государство", так обычный член древнеегипетского или из-раильского общества не являлся членом организации "религия". Если такая организа-ция существовала, то в нее входили лишь жрецы и храмовые служите-

206
ли. Участие в религиозных ритуалах, в организационном культе вовсе не озна-чало, что все участники входили в качестве членов в организованную группу, совер-шающую эти ритуалы. Религиозная принадлежность определяется этнической или го-сударственной принадлежностью. Исторически в подавляющем большинстве случаев религия существовала именно в таком диффузном виде как часть, проявление культуры того или иного общества, и только люди, отправляющие культ и осуществляющие со-ответствующие руководящие функции в соответствующих условиях, образуют "органи-зацию". На этой стадии еще не существует надобности дополнительными узами связы-вать "мирян" с религией, поскольку свои религиозные обязанности они выполняют как часть обязанностей, связанных с жизнью в обществе.
Существенный толчок к образованию специфически религиозных организаций могла дать миграция. Дело в том, что в античном мире участвовать в местном культе имел право лишь полноправный гражданин полиса, чужестранцы из культа были ис-ключены. Они должны были, если это им позволялось, - отправлять ритуалы на свой страх и риск. Решающим было то обстоятельство, что государство никак не поддержи-вало деятельность в этой сфере, так что последователи того или иного культа должны были сами изыскивать для его поддержания время и деньги. В этих условиях складыва-ется кооперация, объединение для обеспечения специфически религиозных целей. Как правило, в античном обществе можно было без особых проблем быть членом несколь-ких таких объединений, т.е. отсутствовал такой показатель организации, как эксклю-зивность: предпочтительное почитание одного бога не исключает почитания других, поскольку вообще еще отсутствует единобожие.
Возникающие подобным образом объединения, как правило, были предназначе-ны для выполнения нескольких задач, не только религиозных.
Так, похоронные коллегии в Риме создавались теми, кто не имел в Риме семей-ных и родственных связей и не мог рассчитывать на гарантированные достойные похо-роны и ежегодные поминовения обычным образом. Кстати, и здесь главным образом речь шла о мигрантах. В таких объединениях совершались и культовые действия, но чаще всего обращенные не к богам-владыкам потустороннего мира, а прежде всего к богам-покровителям тех или иных профессий, поскольку эти объединения чаще всего строились по профессиональному признаку. Это свидетельствует о том, что часто соз-дание религиозных объединений было обусловлено не собственно религиозными ин-

207
тересами и потребностями, а потребностью в общении и решении определенных житейских проблем. Когда пришлые хотели сохранить свою социокультурную иден-тичность, они использовали в качестве такого средства культы, отправляемые у них на родине. В иудейской диаспоре эту функцию выполнял даже не сам культ, который был монополизирован жрецами Иерусалимского храма, а синагога и публичное чтение То-ры - Учения и Закона. Пророческие обличения идолатрии способствовали сплочению еврейской диаспоры в иудаистскую общину на эксклюзивной основе, так что эту общи-ну уже можно считать религиозной организацией. Наряду с эксклюзивностью она ха-рактеризуется также миссионерской деятельностью. Правда, понимание иудаизма как религии одного, избранного Богом, народа обусловливало границы миссионерской дея-тельности, поскольку евреем можно было стать только по рождению, тогда как обра-щение в иудейскую веру всегда ставило сложную этническую проблему - проблему принадлежности обращаемого к "народу Бога".
Зерном, из которого проросла универсальная религия и религиозная организация как социальная форма ее существования, стала вышедшая из иудаизма группа христи-ан: она восприняла структуру античного объединения, предъявив одновременно экс-клюзивные требования своим членам и при этом отказавшись от образования группы по национальному принципу. Такой была организация христианской общины в том облике, который ей придал ап. Павел. Тем самым завершился процесс становления церкви, начавшийся с появления первоначальной общины, состоявшей из ее основателя (Учителя) и его последователей (учеников). Это была, в терминологии Вебера, хариз-матическая группа. Претерпеваемые этой общиной изменения после драматических событий, кульминацией которых стала гибель ее основателя, Вебер охарактеризовал как "рутинизацию харизмы".
Рутинизация харизмы и представляет собой процесс становления религиозной организации, которая приходит на смену "религиозному братству". Этот процесс был связан в христианстве первоначально с миссионерской деятельностью христианских апостолов, которые проповедовали в уже существующих организационных структурах, прежде всего - в синагогах. Еще в середине I в. христианские общины часто действова-ли в рамках синагоги, а 50 лет спустя уже имели собственную прочную организацию с четко определенными служебными ролями, причем религиозно-харизматические дея-тели (пророк, святой) со време-

208
нем пропустили на первое место исполнявших поначалу административные функции епископов, должность которых впоследствии получила религиозное значение. Основы религиозно-бюрократической структуры были заложены еще до начала "Кон-стантиновой эры" христианства.
Раннюю христианскую общину как харизматическую группу объединяла притя-гательная сила лидера, Учителя. Объединение такого типа представляет собой непо-средственную связь между единоверцами, которых отличает от всех остальных, "непо-священных", "заблудших", не знающих "Истины" и идущих путем гибели, знание исти-ны и путей спасения (Христос говорит: "Я есть Истина и Путь"). В харизматической группе нет организационной структуры, служебной иерархии, все строится на личной связи с лидером. Роли членов таких групп определяются этими отношениями. Через них они приобщены к священному, это община святых. Еще отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, нет ритуала. Начало всех универсальных религий спасения отличает поразительная простота. Дальнейший их путь идет через догматизацию и конфессионализацию. В христианстве этот процесс завершается образованием особого религиозного института - церкви.
Формирование традиции: догматизация вероучения, конфессионализация
Ранняя христианская община объединена переживаемым учителем и учениками чувством преисполненности божественным. Это время энтузиазма, когда "дух" есть единственная определяющая жизнь группы величина. Обращенные к учителю, эти чув-ства не имеют каких-либо обязательных форм выражения.
Однако рано или поздно наступает момент, когда члены группы убеждаются, что для ее сохранения недостаточно одной лишь веры. После смерти Учителя перед пер-вым поколением его учеников встает вопрос, как сохранить и передать другим (сле-дующим поколениям и тем современникам, которые не знают истинной веры) их рели-гиозное достояние. Передаваемое из поколения в поколение, оно образует традицию. Необходимость традиции возникает как необходимость твердо установленных культо-вых форм и признанных правильными учений. Первоначальная община социологиче-ски оформляется, когда образуется постоянная группа, стремящаяся охватить по воз-можности большое число людей, и когда неизбежно возникают разночтения в толкова-нии вероучения, по-

209
этому появляется необходимость размежевания с отклоняющимися от призна-ваемых большинством толкованиями.
Решение этой задачи, постоянно сопутствующей существованию религиозного сообщества, требует создания определенных инструментов: служебной иерархии (ду-ховенства, священников), которой не было в первоначальной группе. "Живое слово Откровения", которому внимали ученики, слушая Учителя, теперь заменяется учением, выраженным так, чтобы его можно было сообщать и передавать тем, кто уже не может услышать Учителя. Слово Откровения становится Писанием и Преданием, которым можно обучать, и которые уже не связаны с опытом непосредственного восприятия и переживания истины, возвещаемой как пророчество. Таинство Откровения облекается в форму понятий подобно тому, как в понятиях выражается объективное знание; наряду со спонтанным исповеданием веры возникает строго фиксированное вероисповедание. Так появляются, с одной стороны, догма как признанная норма религиозного учения, с другой - конфессиональная дифференциация религии.
Возникновение конфессий как строго фиксированных интерпретаций христиан-ской веры связано с тем, что уже первые ученики воспринимают слова и облик Учителя по-разному и не во всей полноте, а выделяя какие-то отдельные стороны. Образ Иисуса неодинаков и в четырех Евангелиях, и в других текстах Нового Завета. По мере удале-ния от времени, когда проповедовал Учитель, расхождения в трактовке учения между его последователями увеличиваются, становятся все заметнее и существеннее. Со вре-менем может даже возникать сомнение относительно того, действительно ли у них один и тот же источник и каков он на самом деле. Так возникает мысль о правильном и неправильном истолковании вероучения, о "лжеучителях", об отступниках и еретиках. Первое упоминание о них можно найти уже в Новом Завете.
Основатели новых религий и реформаторы, апеллируя к одним и тем же текстам, предлагают каждый свое истолкование как единственно правильное и обязательное. Таким образом, по мере "рутинизации харизмы", в борьбе групп с различными соци-альными интересами получает развитие процесс догматизации и конфессионализации.
Мировые религии впервые создают религиозные общины, обособляющиеся от естественных социальных сообществ типа семьи или племени, народа или государства. Сами эти сообщества в результате утрачивают сакральный характер, становятся "про-фан-

210
ными", светскими. Принадлежность к ним больше не является религиозной. Ин-дивид, поскольку он является членом такого сообщества, пребывает "вне священного". Исторические религии становятся универсальными в том смысле, что они отрываются от того или иного конкретного, специфического "витального" сообщества, создавая религиозные группы на основе общности исповедуемой веры.
Основатели мировых религий говорят об утрате людьми первоначального един-ства с Богом и стремлении его восстановить. Они употребляют образ "детей", возвра-щающихся к "матери" (Лао Цзы), "отцу" (Иисус). Это слова-символы, выражение стремлений восстановить утраченное единство. Религия оказывается обремененной теперь новой функцией - миссионерской, стремлением вовлечь в общину как можно большее число людей ("спасти", "наставить на путь истинный"). Община становится массовой, но за счет людей, которые в отличие от учеников пророка лишены непосред-ственного опыта восприятия, слышания Слова Божьего. Благовестие претерпевает ин-ституциональное преобразование, превращается в некую данную во времени и про-странстве реалию, "благодать", которая становится объективно доступной для каждого, включенного в сообщество. Чудо благодати реализуется таким образом, что некая ор-ганизация берет его в свое распоряжение и появляется учреждение, ведающее распре-делением благодати. Так возникает "церковь" со служащими в церкви как учреждении, ведающем благодатью, функционерами, священнослужителями. Харизматическая бла-годать, которая в первоначальной общине была достоянием каждого, теперь становится доступной через систему "таинств", выполняемых священником.
Организованная религия вынуждена в силу возрастающей массовости объекти-вировать стихийно-непосредственный религиозный опыт благодати в систему органи-зованных действий, в которых и посредством которых члены организации становятся посвященными, "воцерковляются". В делах веры личность полагается на авторитет церкви и подчиняется ее контролю. От верующего требуется тот минимум религиозно-го и этического поведения, который фиксируется внешними показателями и который можно проконтролировать (например - регулярность посещения церкви).
Основатель религии освобождал своих учеников от внешнего авторитета рели-гиозной традиции ("Вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам..."). Он сам - авторитет для своих учеников,

211
последователей, авторитет, который не легитимируется какой-либо институци-ей. Такой тип авторитета рассчитан не на массы: свобода легко трансформируется в отсутствие дисциплины, в произвол. Религиозные массы должны быть организованы внешним авторитетом, в организации свобода личного решения заменяется сильным институциональным авторитетом. Наряду с этим в ставшей массовой организацией ре-лигии оказывается недостижимым на практике высокий этический идеал, возвещенный основателем. Организация не может полагаться на нравственную состоятельность и надежность нравственного суждения отдельных своих членов, не может ожидать от них праведности святых, веры как подвижничества - это удел немногих. Поэтому идеал сводится к минимуму этических требований в пределах внешнего, контролируемого церковью поведения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рутинизация харизмы. Религиозная иерархия» з дисципліни «Соціологія релігії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: БАНКІВСЬКІ ПОСЛУГИ
Аудит визнання запасів і правильності їх оцінки
ISDN в Україні
Метафора і метонімія
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів


Категорія: Соціологія релігії | Додав: koljan (16.12.2012)
Переглядів: 989 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП