Системный функционализм: теория религии Т. Парсонса
Функциональный анализ религии получил дальнейшее развитие в социологиче-ской школе "системного функционализма", связанной в первую очередь с именем Т. Парсонса. Он исходит из того, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является проблема интеграции социальных систем: социология занимает-ся лишь одним, преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции, равно как и силы, благоприятст-вующие интеграции или же препятствующие ей. Общество представляет собой норма-тивную систему, организующую совместную жизнь его членов. Как совокупная соци-альная система общество включает подсистемы. Иными словами, существуют социаль-ные системы разных уровней, разной степени общности - от отдельных личностей до целых цивилизаций. Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе дей-
143 ствия, т.е. она должна действовать, иначе она умирает. Каждая социальная сис-тема обладает набором из четырех основных функций: адаптация, целедостижение, интеграция и "удержание образца" (сохранение и совершенствование культурных принципов как образцов поведения). Условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее уров-ня и масштаба обеспечиваются решением как внутренних задач системы, так и взаимо-действия с другими системами. Все социальные системы должны быть совместимыми с другими системами и получать от них поддержку. Таким образом, требуется интегра-ция как внутри каждой системы, так и между системой и ее внешней средой в качестве условия сохранения системы. Интеграция и стабильность. Под интеграцией Парсонс подразумевает такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы -людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нор-мативных стандартов - либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармонич-ное их функционирование в соответственных связях друг с другом " системе, либо, на-оборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом. Таким образом, понятие интеграции у Парсонса связано с понятием стабильно-сти системы, проблема "порядка" ("гармоничного функционирования") - с проблемой "изменения", в том числе радикального. Речь идет не просто о противоположности ме-жду социальным порядком и изменением, но и о путях сохранения идентичности дан-ной социальной системы: если общество претерпевает непрерывные изменения, то ка-ким образом оно может сохраняться в этих изменениях, не превращаясь во что-то каче-ственно иное? Парсонс полагает, что общество остается идентичным с самим собой при условии, если главные функции, которые должна осуществлять любая действующая система, а тем самым - и всякое общество, в различные моменты времени осуществля-ются сходными механизмами и в силу этого соответствующие субъективные цели дей-ствий носителей функций, исполнителей социальных ролей оказываются аналогичны-ми. Таким образом, стабильное общество обладает способностью изменяться и приспо-сабливаться, не будучи при этом вынужденным претерпевать кардинальные изменения в системе, означавшими бы прекращение ее существования. Каковы место и роль религии в интеграции общества и обеспечении его ста-бильности, т.е. такого состояния, когда даже дос-
144 таточно радикальные преобразования осуществляются контролируемым и "ра-зумным" образом? Общество как социальную систему Парсонс отделяет, с одной стороны, от лич-ностей участников, а с другой - от культурной системы, структурируемой вокруг сим-волически значимых компонентов и их взаимоотношений, включая сюда коды, в кате-гориях которых символизируются культурные смыслы. В очерченном таким образом социальном пространстве социология в отличие от других социальных наук избирает главным предметом социологического анализа институциональный аспект социального действия, занимается лишь одним, преимущественно функциональным аспектом соци-альных систем - изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем. Это та область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно над-лежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений. Эти экспектации интегрируются с моти-вами деятельности в ролях, т.е. с тем, что они "испытывают побуждение" сделать или "хотят" сделать в соответствующих ситуациях. Они также должны получить аналити-ческую определенность в связи с их индивидуальным аспектом в отличие от процессов взаимодействия и структур, образуемых взаимоотношениями между исполняющими свои роли людей в разных ситуациях и обстоятельствах. Когда говорится о мотивации, то в центре внимания находятся типы мотивов, их сравнительная распространенность и обусловленное ими поведение, а не "индивидуальные случаи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Системный функционализм: теория религии Т. Парсонса» з дисципліни «Соціологія релігії»