ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія релігії

Взаимодействие религии как символической системы с обществом
Религия как символическая система представляет в некоей упорядоченной связи различные фрагменты мира и области общественной жизни - те фрагменты реальности, которые для данного общества имеют жизненно важное значение. Они предстают как некое обозримое связное целое. Опорные элементы религиозно-символической систе-мы - ритуалы и мифы, на основе которых получают развитие религиозные концепции общего порядка бытия - мировоззрение (космология, антропология и др.) и общеприня-тые, устойчивые установки и мотивации, ценности и нормы - религиозный этос. Рели-гия (хотя и не только она) задает и поддерживает (в разные эпохи - по-разному) образ-цы поведения, соотносящиеся с задачами общества, государства или какой-то иной со-циальной общности.
Религиозная картина мира, в котором живет человек, дает ему осознание своего местоположения в мире, представляет собой способ пространственной ориентации; прежде всего это относится к среде его обитания.
Так, австралийская чуринга - своего рода план жизненного пространства племе-ни. В архаических религиях божества имеют фиксированные места обитания: часто на горах восседают боги, иногда сами горы, так же как водные потоки, рощи и т.д., могут почитаться как божественные.
География представлена здесь в виде символико-религиозной системы. Важная ее функция - определение границ жизненного пространства, в которых данная группа находится "у себя дома" и может уверенно передвигаться и действовать. Определяемый этими границами мир отделяется от "немира" - области неизвестности, в которой чело-века подстерегают неведомые угрозы, где он теряется и пропадает. Живущие "там" лю-ди воспринимаются часто как "нелюди", как "совсем другие", чем "мы" (часто даже по своему физическому облику, - они рисуются "великанами", "одноглазыми" и т.п.), они - чужаки и по крайней мере потенциально всегда опасная и враждебная сила.
Религиозно-символическая система устанавливает определенные градации осво-енности и религиозных качеств окружающего пространства.
Во многих африканских религиях дом вождя - центр пространственной ориента-ции, вокруг него строится деревня, ее окружают обработанные земли и используемые пастбища, а за ними начинается

105
уже буш - понятие, обозначающее все неведомое и опасное, место обитания ди-ких животных и чужих племен. Этим пространственным фрагментам присущи опреде-ленные нуминозные качества: "дух рода" обитает в центральном помещении, доме соб-раний, дальше располагаются другие нуминозные образования, убывающие по степени своей значимости по мере удаления от центра. Таким образом, производится маркиров-ка освоенного пространства.
Религиозная символическая система задает также ориентиры хозяйственной дея-тельности. Воздействия человека на природные объекты и процессы получают объяс-нение и фиксируются в символической системе-матрице производственно-хозяйственных действий. Она включает ритуальные действия, направленные на повы-шение плодородия, сохранность урожая и т.д. В природных явлениях есть определен-ная регулярность, однако ход природных процессов подвержен многочисленным угро-зам, нередко происходят отклонения (невиданные наводнения или, наоборот, засуха и др.), и нередко такие отклонения имеют самые гибельные последствия. В окружающей природной среде заключены как способствующие жизни, так и угрожающие ей силы. Природные явления должны иметь место в нужное время и в нужной степени.
В Египте жизнь населения зависит от Нила. Он источник благополучия и самой жизни людей. Плохо, если в весеннее половодье воды оказывается мало, и плохо - если происходят разрушительные наводнения. Это относится и к другим природным явле-ниям - сезонным дождям, сменам холода и жары и т.д.
В своей символической системе религия представляет природу в том именно ви-де, в каком она оптимально полезна человеку, и не "отстраненно", а как культивируе-мую, используемую человеком. В религиозно-символической системе силы хаоса и разрушении сгруппированы и упорядочены так, чтобы они были включены и конечном счете в благодетельный для человека порядок, для поддержания которого имеются средства, ритуалы, позволяющие воздействовать на сакральный источник жизни. Это могут быть жертвоприношения, заклинания, молитвы.
Архаический культ способствует поддержанию жизни космоса, протекающей в различных ритмах, всегда подверженной угрозам, длящейся непрерывно и прерываю-щейся катаклизмами, продолжающейся через преодоление кризисных экстремальных ситуаций. С одной стороны - есть жизнь, которая складывается каждый раз в меняю-щихся ситуациях, с другой стороны, она существует также в виде неких образцов жиз-ненных процессов, которые хранятся в памяти и передаются из поколения в поколе-

106
ние. Этот "образцовый", "идеальный" момент выражен и затвержден в мифе.
Во взаимопроникновении мифа и ритуала разыгрывается драма существования.
Так, в ритуалах годичного цикла религий древних земледельческих культур смена времен года предстает как кризис, в котором заключена угроза продолжению жизни. Если смена не происходит правильным образом, все приходит в расстройство.
Кризисная ситуация в ритуале представляется в чередовании двух компонентов: кенозиса - упадка жизни, рассогласования, гибели, и плерозиса - восстановления, об-новления, нового поворота к жизни. Тем самым отчетливо становится для каждого за-вершение одного отрезка времени года и начало другого. Открывается новый акт в драме жизни (один год прожит и остается позади, начинается новый). Человек содейст-вует ходу жизни, преодолению кризисных ситуаций перехода. В самом ритуальном действе выделяются три ключевых момента: 1) ритуал умерщвления, 2) ритуал очище-ния, 3) ритуал оживления и наделения силой, вслед за которым начинается праздничная часть, торжество. На этой основе возникают самые разные вариации, могут перено-ситься акценты, но существенно то, что миф и ритуал представляют происходящее в природных процессах в упорядоченном виде.
Сами по себе переходы в природных событиях, например от одного времени го-да к другому, протекают каждый раз не совсем так, как в другие годы. Иногда весна приходит поздно, с возвратами холодов, медленно и без отчетливо выраженного пере-лома к теплу.
Ритуал и миф делают приход времени года четко определенным, придают этому прихотливо протекающему процессу структуру. Культовая драма представляется по-этому не как простое отражение и воспроизведение природных процессов, скорее на-оборот - культовое действо имеет в качестве своего последствия природные изменения. Эту функцию внесения определенности, установления четких размежевании, помимо ритуалов, связанных с годовым циклом, имеют ритуалы установления зрелости.
Пройдя обряд инициации, подросток становится взрослым, получает новый со-циальный статус, хотя биологический процесс созревания проходит медленно и инди-видуально (один человек в 14 лет уже "не мальчик, но муж", а другой и в 20 сущее ди-тя).
В религиозно-символической системе представлены социальная и политическая области жизни. В сегментарных обществах доминируют системы родства, в стратифи-цированных символически представляется социальное расслоение с различным распре-

107
делением власти и ответственности, и по мере развития государственности она выходит на первый план в религиозной символике, и прежде всего то, что связано с противодействием внешним и внутренним врагам государственного порядка. Но в ре-лигиозно-символических системах уделено место и тем "наносящим ущерб" факторам, которые действуют в повседневной жизни, - в первую очередь это болезни.
Одна из главных религиозных тем - причины болезней, отношение к ним, мно-гообразные практики исцеления. Болезнь должна быть ритуально выражена и объясне-на, связана с нормальным течением жизни и соотнесена со смертью, которая представ-ляется как вторжение сил зла.
Религиозно-символическая система не только представляет псе эти области, но и связывает их воедино, упорядочивает. Принципами порядка в таких системах являются принципы их построения. Основной принцип построения символических систем - би-нарный (хотя существуют и триадичные классификации). В космологических мифах речь идет чаще всего о первосуществах, которые соединяют в себе, например, мужские и женские черты, которые потом обретают раздельное существование. В результате отделения возникает первая пара и происходит дальнейшая дифференциация.
В китайском универсуме бинарный упорядочивающий принцип используется для всеобъемлющей классификации всего существующего в действительности.
Две противоположные силы - ин и янь - должны находиться в равновесии. Это равновесие обозначается как путь - дао. Оно динамично, постоянно должно восстанав-ливаться, нужны усилия и умение его поддерживать. Путь пролегает между противо-стоящими крайностями, символически обобщенно представленными парой "ин - янь", которые раскрываются в противостоянии светлого - темного, активного - пассивного, нечетного - четного и др. На этой классификации строится вся методика рассмотрения и оценки человеческою поведения, достижения равновесия жизненных проявлений и форм, соответствующая этика.
Важную роль в религиозной символике в визуальном ее представлении играет цвет. Самое важное различие - между цветом и нецветом, каковым являются белое и черное.
В европейской культуре цвета связаны с повседневностью, тогда как белое и черное - с критическими переходными ситуациями, такими, как свадьба или смерть (белое и черное - взаимозаменяемы: в России черный цвет - цвет траура, а у некоторых народов траурным является белый цвет).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Взаимодействие религии как символической системы с обществом» з дисципліни «Соціологія релігії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Подвоєння та подовження приголосних
Якість управління матеріально-технічними ресурсами
Системи передачі даних
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Методика розрахунку витрат


Категорія: Соціологія релігії | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 700 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП