Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюде-ние и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; анализ письменных ис-точников, исторических документов, контент-анализ. Одним из важнейших является метод опроса - либо в виде стандартизированно-го интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентом. Респондентам задаются вопросы об их религиозной принадлеж-ности, о том, как часто они посещают церковь, молятся, в какой мере знают вероуче-ние, как относятся к отдельным его моментам, например верят ли в жизнь после смер-ти, в существование дьявола и т.д., т.е. вопросы, которые позволяют судить о характере и интенсивности религиозности. Опросный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными специфическими чертами религиозности и определенными социальными установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных связей он нуждается в дополнении данными, полученными с помощью статистического анализа, наблюде-ния, эксперимента. Весьма существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных. Наблюдение может быть стандартизированным, когда социолог располагает оп-ределенной программой исследования и осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им показателей; включенным, когда исследователь живет или работает в среде тех, кого он изучает (этот метод использовался, в частности, в послед-нее время социологами, изучавшими новые религиозные движения); скрытым или от-крытым, если наблюдаемые доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевид-ные преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие обстоятельст-ва, которые могут быть обнаружены только при условии участия в наблюдаемых дейст-виях. Можно сопоставить то, что говорят исследователю верующие, с тем, что они де-лают. С помощью наблюдения можно получить достаточно точные и глубокие данные. Однако этот метод требует высокой квалификации наблюдателя, его умения обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, от-сеивая второстепенное (преодолевая при этом собственные, подчас неосознаваемые предубеждения).
30 Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога рели-гии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства. Метод экспериментирования, применяемый в других областях социологического исследования, в социологическом изучении религии почти не применялся по той при-чине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности, которые по этическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования в каких бы то ни было целях. Правда, в некоторых ситуациях по тем или иным причинам индивиды согласны на проведение эксперимента и его проведение не сопряжено с этическими проблемами - например, демонстрация необычных особенностей (экстрасенс, целитель, шаман) или внедрение программ религиозного обучения с точки зрения эффективности предлагаемых моделей. Кросс-культурный анализ заключается в сравнении религиозных феноменов, бытующих в разных культурных условиях. Вебер сравнивает понятие спасения, как оно трактуется в буддизме или христианстве, соотнося его содержание не только с вероуче-нием, но и с определяющей соответствующее понимание спасения специфической для данной религии культурой. Анализ исторических данных, письменных источников, документов был с успе-хом использован в разработке типологии религиозных организаций, исследовании эта-пов эволюции религии в истории общества, влияния протестантизма на развитие капи-тализма и т.д. Достаточно полезным является метод анализа содержания текстов разного рода, контент-анализ (от англ. content- содержание), например текстов проповедей, характер-ных для какого-то отдельного проповедника или религиозной организации. Это может быть анализ популярной религиозной литературы или церковных официальных доку-ментов. При этом в зависимости от целей исследования фиксируется либо наличие в тексте определенного элемента (например, темы социального неравенства в официаль-ном документе, излагающем социальное учение церкви), либо не просто наличие, а час-тота встречаемости того или иного элемента содержания анализируемого текста (на-пример, частота ссылок на церковные авторитеты в исследовании религиозного влия-ния в СМИ). В.В. Розанов предлагает воспользоваться таким методом, чтобы выяснить, что преобладает в христианстве - "свет" (радостное, светлое, "лепота", праздничные сюже-ты мира и священной истории, какими предстают библейские сюжеты у художников Возрождения) или "темнота" - восприятие жизни как бесконечной скор-
31 би, неодолимого греха, где плач и рыдание, пугающий строгостью и суровостью лик Спаса в его византийских изображениях, т.е. понимание христианского взгляда на жизнь в духе реформаторов - Кальвина и Лютера, у христианских аскетов, в сектант-ских движениях, осуждающих мирские радости: "Чтобы решить спор, кто прав, и в свете ли и сиянии мы, или в темноте и плаче, то есть решить в сущности тысячелетний спор и всеобщее недоумение, мне приходила такая мысль. Взять бесконечный лист бумаги, на которой отпечатываются 50 тысяч экземпляров газетного листа. Но пусть бумага эта будет разлинована в мельчайшие квадратики, каждый в букву величиной. На эту ленту наносим Евангелие по букве в квадратике. Теперь, обведя красной чертой события определенного цикла, мы получим, так сказать, относительность темных и светлых мест, плачущих и радующихся. Едва мы это сделаем, как почувствуем, до чего безосновательно было Renaissance и верно - византийство, Лютер и, наконец, будто бы "фанатизм" и "темнота" наших и сектантов разных наименований"'1. Таким образом, социолог располагает разнообразными и взаимодополняющими методами, позволяющими исследовать религию как элемент социальной реальности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы социологии религии» з дисципліни «Соціологія релігії»