Паблик рилейшнз (ПР) — управление коммуникацией, особый вид профессио-нальной деятельности, приобретающий всё большее значение в современных общест-вах. Паблик рилейшнз впервые возникли в западных странах (раньше всего — в США), во второй половине XIX — начале XX века. Однако некоторые исследователи придерживаются другого мнения. Например, Сэм Блэк полагает, что история паблик рилейшнз столь же долгая, как и история чело-вечества. Если понимать паблик рилейшнз как воздействие на людей с помощью пра-вильно поданной информации, то, несомненно, истоки паблик рилейшнз теряются в глубокой древности. Можно вспомнить также, что для мифологического восприятия мира характерна вера в реальную, магическую силу слова. На более поздних стадиях исторического развития можно найти множество при-меров целенаправленного воздействия на сознание людей с помощью слова. Религиоз-ные проповедники и вожди обращались к народу с целью обратить в свою веру или по-вести за собой, укрепить моральный дух. Античная культура оставила нам первые впе-чатляющие примеры рационального осмысления проблемы коммуникации, разработки практических приёмов публичной речи. Риторика — искусство красиво и убедительно говорить, так же как и логика — искусство рассуждения, достались нам в наследство именно от античности. Но если далеко углубляться в историю и понимать паблик рилейшнз слишком ши-роко, отождествляя их с искусством убеждения, можно потерять из виду их специфику.
Как отмечает Э.А. Галумов1, термин «паблик рилейшнз» впервые был введён в употребление американским президентом Томасом Джефферсоном. В документе, называющемся «Седьмое обращение к Конгрессу», Джефферсон го-ворит о паблик рилейшнз как об усилиях политических институтов создать в обществе климат национального согласия. Однако в случае возникновения новой сферы деятельности решающую роль игра-ют не слова отдельных людей, а объективные факторы, появление новых социальных потребностей. В случае паблик рилейшнз большое значение имел целый ряд факторов: ■ структурные изменения в обществе, формирование нового типа социальных связей; ■ политические изменения (становление демократических политических институ-тов, мировые войны, политическая борьба); ■ экономические изменения (развитие массового рынка, крупных корпораций); ■ развитие средств массовой коммуникации. Первые три группы факторов предопределили цели паблик рилейшнз, последний — обеспечил паблик рилейшнз необходимыми средствами достижения целей. Рассмот-рим эти факторы подробнее. Структурные изменения в данном случае — это изменения типа социальных свя-зей и социальной коммуникации, произошедшие в результате модернизации и форми-рования массового общества. 1 Галумов ЭЛ. Основы ПР. - М., 2004. В небольших сообществах, таких как семья, община, маленький город, люди, как правило, знают друг друга и имеют возможность непосредственной коммуникации. Од-нако современное массовое общество, как уже отмечалось, объединяет огромное коли-чество людей не прочными межличностными связями, а при помощи крупных фор-мальных организационных структур. В таком обществе коммуникация становится опо-средованной. Обмен информацией осуществляется
посредством специальных институтов, в том числе и СМИ. Паблик рилейшнз — дея-тельность, обусловленная необходимостью обмена информацией между организациями и их окружением. Политические изменения — это формирование демократических политических ин-ститутов, подразумевающих массовое политическое участие. Распространение избира-тельного права на всё более широкие слои населения и зависимость политиков от голо-сов избирателей сделали необходимой выработку методов воздействия на общественное мнение и навыков прямого общения с народом. Не случайно паблик рилейшнз развиваются в тот же исторический период, когда начинается научное изучение массового общества, массовой коммуникации и пропаган-ды. Демократия предполагает конкуренцию различных политических сил. Необходи-мость отстаивать свою позицию и доказывать своё превосходство над соперниками так-же требовала выработки и овладения соответствующими приёмами. Важным фактором, способствовавшим развитию паблик рилейшнз, стала Первая мировая война. Специфика этой войны заключалась в невиданной ранее включённости широких масс населения в военные действия — «тотальной мобилизации». Кроме того, война, перешедшая в XX веке на технические рельсы и превратившаяся в своеобразную индустрию, требовала напряжения сил всего общества, а не только тех, кто находился на фронтах. Соответственно, перед правительствами воюющих стран стояла сложная задача — идеологической мобилизации населения, сплочения наций вокруг политического цен-тра. Г. Почепцов пишет об этом периоде: «Опыт Первой мировой войны сформировал большую группу серьёзных исследователей не только в области пропаганды, но и в сфере паблик рилейшнз. Тогда... в США был создан ко-митет Криля по имени его руководителя Джорджа Криля, который занимался интенсивным по-рождением пропагандистских материалов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предпосылки возникновения паблик рилейшнз» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»