СМИ и суверенитет государства. Проблема информационной безопасности
СМИ есть важнейший механизм, с помощью которого государство поддерживает некоторый базовый национальный консенсус по поводу общих ценностей и идеологем, составляющих национальную идентичность. Тем самым в значительной степени обеспе-чивается стабильность общества. Отмечая огромную роль СМИ в поддержании и укреплении национальной иден-тичности и национального суверенитета, современный исследователь Монро Прайс вво-дит понятие «рынка лояльностей» — особого рынка, субъекты которого используют ре-гулирование информационных потоков, создавая своего рода «информационный кар-тель». Государство является важнейшим участником «рынка лояльностей». Каждое госу-дарство, как утверждает Прайс, «ведёт со своими гражданами разговор о законности своего существования. В этом разговоре государство занимается самооправданием, тре-буя от граждан лояльности»1. Подмостки для этого постоянного диалога и предоставля-ют СМИ. Отсюда — естественное стремление государства контролировать их. «Те, кто управляет рынком лояльностей, — пишет Прайс, — создают совокупность идеологем и повествовательных схем, которые используются господствующей группой или коалицией для сохранения власти. Уже поэтому возможность такого
1 Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М.: Изд-во МГУ. 2000. — Электронная публикация — http:// www.medialaw.ru/publications/books/mp/4.htm
управления стала для многих стран залогом стабильности. Этот рынок существовал вез-де и всегда. Отличие сегодняшнего рынка заключается в количестве его участников, его размерах и границах, а также характере регулирующих инстанций, способных опреде-лить и навязать правила участия в рынке и исключения из него»1. В современном глобализирующемся мире государства, поддерживающие нацио-нальные «рынки лояльностей», или, иными словами, стремящиеся сохранить националь-ную и культурную идентичность как залог социальной и политической стабильности, сталкиваются с проблемами информационной экспансии со стороны других государств и транснациональных СМИ. Распространение интернета, кабельного и спутникового теле-видения усложняет контроль государства над информационными потоками. Прайс отме-чает, что существует два возможных типа реагирования государства на данный вызов. Во-первых, государство стремится защитить своё информационное пространство от нежелательного информационного воздействия с помощью разнообразных протекцио-нистских мер, поддержки национальных вещателей и правовых ограничений деятельно-сти внешних СМИ в пределах собственных государственных границ. Во-вторых, государство стремится оказывать влияние на информационное про-странство других государств. Эти цели достигаются разными способами: от выработки договорённостей и всё более эффективного использования новейших технологий до си-ловых методов воздействия. После известных событий 11 сентября 2001 года проблема государственного кон-троля СМИ обострилась с новой силой, и государства активизировали свои усилия в этом направлении. В.В. Орлова отмечает в связи с этим: 1 Прайс М. Средства массовой информации и суверенитет: реферат Ю. Кимелева // Отечественные записки. 2003. № 4. «Сегодня государство становится всё более активным в информационной сфере... Политические стратегии правительств реализуются посредством вмешательства в меди-асреду других государств, и целью стратегической информационной интервенции явля-ется изменение политического климата
и общественных настроений в стране-мишени ...С другой стороны, как показывает прак-тика, правительства развитых стран могут контролировать, ограничивать в доступе на территории других государств глобальные телесети новостей и Интернет. Так, CNN чуть было не сняли со спутниковых систем в Израиле в 2002 году: израильские власти были недовольны освещением ближневосточного кризиса американской телекомпанией, счи-тая, что CNN активно поддерживает палестинцев. ВВС World в течение шести лет (с 1994 по 2000 год) оставалась практически закрытой для Китая, после того как допустила критику в адрес китайского правительства. В Китае закрыт доступ к некоторым онлай-новым СМИ. В 2001 году посредством дипломатических переговоров с властями Катара правительство США пыталось «укротить» арабскую телесеть новостей AL-Jazeera. Вой-на в Ираке 2003 года окончательно утвердила возможность силового решения в отношении неугодных СМИ: целями американских войск стали иракское телевидение и радио, а открытие англоязычного сайта AL-Jazeera, намеченное на март 2003 года, было приостановлено (по официальной версии, из-за ущерба, нанесённого хакерами). Регулирование средств массовой информации отошло от внутренних форм контро-ля и перешло к внешним формам, региональным, многосторонним, сместилось от зако-нодательных мер к переговорам и соглашениям. Сейчас правительства уделяют много внимания информации, поступающей из других стран, и вновь пытаются контролиро-вать новостные потоки, действуя на глобальном рынке лояльностей»1. 1 Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2003. — Электронная публикация — http://evartist.narod.ru/text5/70.html Необходимость защиты собственного информационного пространства становится, таким образом, одним из направлений государственной политики. Если обратиться к отечественным реалиям, то еще в 2000 году был выработан официальный документ — «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (текст документа содержится в Приложении 7), который и должен был послужить основой
для формирования отечественной государственной политики по данному направлению. Целью обеспечения информационной безопасности должна служить защита националь-ных интересов России. В «Доктрине...» выделяются четыре основные составляющие на-циональных интересов в информационной сфере: ■ Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области получения инфор-мации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, куль-турного и научного потенциала страны. (Для достижения этого требуется, в частности, повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации.) ■ Информационное обеспечение государственной политики Российской Федера-ции, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, её официальной позиции по социаль-но значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. (В плане решения этой задачи предполагается укреплять государственные средства массовой информации.) ■ Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, ...обеспечение потребностей внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок... ■ Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспече-ние безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развёрнутых, так и создаваемых на территории России. Таким образом, задачи обеспечения информационной безопасности государства шире, чем только лишь поддержка и укрепление национальных СМИ и культивируемого ими
образа национальной идентичности, но и данная задача — одна из важнейших. Среди угроз информационной безопасности России, существующих на сегодняш-ний день, «Доктрина...» выделяет, в частности, «угрозу конституционным правам и сво-бодам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельно-сти, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрожде-нию России», «угрозу информационному обеспечению государственной политики Рос-сийской Федерации», «нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации», «вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зави-симости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур», «девальвация духовных ценностей, пропаган-да образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравст-венных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе». Источником внешней угрозы информационной безопасности России является так-же «стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в миро-вом информационном пространстве, вытеснению её с внешнего и внутреннего инфор-мационных рынков», «деятельность международных террористических организаций», «разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные системы других стран ми-ра». В «Доктрине...» предложен комплекс методов по обеспечению информационной безопасности, среди которых и правовые, и организационно-технические, и экономиче-ские.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СМИ и суверенитет государства. Проблема информационной безопасности» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»