В современных обществах СМИ являются сектором экономики, производящим заметную, часть ВВП (хотя доля СМИ в ВВП неодинакова в разных странах). В «Концепции развития теле-радиовещания в Российской Федерации на 2008— 2015 годы», одобренной Правительством Рос-сийской Федерации 29 ноября 2007 года, отмечается, что в настоящее время вклад медиаотрасли в ВВП России составляет 1,4%, что сопоставимо с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, лёгкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промыш-ленность. Однако с учётом опыта других развитых стран доля медиаотрасли может составлять 2,5-4,5% ВВП. В Концепции отмечается, что, согласно прогнозам, к 2015 году оборот российской медиаиндустрии будет составлять не менее 1 250 млрд рублей. Большинство СМИ являются коммерческими организациями, действующими по законам рыночной экономики и ориентированными, прежде всего на продажу специфического информа-ционного товара и получение прибыли. Будучи субъектами рынка, СМИ вынуждены конкуриро-вать друг с другом и бороться за потребителя. Основным источником доходов коммерческих СМИ служит реклама. Другие источники доходов — распространение собственной продукции, государственное финансирование и льготы, участие в разных видах коммерческой деятельности, добровольные пожертвования. Современная медиаиндустрия представляет собой сложнейший комплекс разнообразных предприятий, связанных экономическими отношениями, — начиная от информационных
агентств, производящих новости, рекламных и ПР-агентств и заканчивая студиями звуко-записи и типографиями. Потребителю заметна лишь «верхушка», конечный продукт их совокуп-ной деятельности. Индустрия СМИ относится к постоянно растущему в современных обществах сектору так называемой «индустрии культуры» («культурных индустрии», «творческих индустрии»). Как уже отмечалось в главе «Теоретический анализ массовой коммуникации и СМИ», термин «инду-стрия культуры» ввёл Т. Адорно для обозначения промышленного и коммерческого характера современной массовой культуры. В контексте взглядов Адорно и других представителей «крити-ческой теории» термин «индустрия культуры» имел негативный смысл и употреблялся в единст-венном числе. Однако в современных исследованиях термин стал употребляться во множественном числе и утратил негативную окраску. Так, британский исследователь Д. Хесмондхол определяет «индустрии культуры» как от-расли экономики, которые занимаются промышленным производством и распространением тек-стов. (Слово «текст» в современном обществознании, социальных и культурных исследованиях понимается весьма широко. В качестве текста может рассматриваться любой объект, несущий некоторую закодированную информацию.) К индустриям культуры помимо собственно СМИ относятся реклама, маркетинг, книжная индустрия, мода, интернет-индустрия (создание сайтов и др.), создание компьютерных игр и т.д. Большинство «индустрии культуры» так или иначе связаны со СМИ, распространяющими их продукцию или информирующими о ней потребителя. СМИ являются производителями специфического продукта, реализуемого на соответст-вующем рынке — медиарынке. Р. Пикар, современный исследователь медиаэкономики, сформу-лировал суть медиарынка следующим образом: «Масс-медиа — сдвоенный рынок товаров и ус-луг. СМИ продают содержание аудиториям, следовательно, содержание — товар, произведённый для аудитории. Выполняя свою сервисную
функцию, СМИ оказывают услугу рекламодателям, организуя для них доступ к целевым аудито-риям». Следует отметить, что другие исследователи предлагают рассматривать в качестве своеоб-разного товара СМИ и их аудитории, которые СМИ «продают» рекламодателям. Современный медийный рынок имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую типами СМИ (информационные агентства, пресса, радио, телевидение и т.д.), потребностями и интересами их аудитории, территориальным фактором. Как отмечает Е. Вартанова, одной из важнейших характеристик современных СМИ разви-тых стран Европы и Северной Америки является превращение их медиарынков в «информационно богатые». Уровень «информационного богатства» определяется по следующим параметрам: «— насыщенность медиарынка каналами традиционных и новых СМИ — газетами, жур-налами, радио- и телестанциями, книжными издательствами, кинотеатрами, провайдерами доступа к Интернету; — насыщенность медиарынка производителями содержательных продуктов — журнали-стами и писателями, создателями телепрограмм, актёрами, режиссёрами, техническим персоналом; — доступ аудитории к медиаканалам и содержанию СМИ как в количественном измере-нии (число газет, журналов, радиоприёмников, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров, телефонов, подключений к Интернету на 1 ООО человек), так и в качественном (способность аудитории платить за информацию; грамотность и навыки пользования); — уровень потребления СМИ — объём времени, в течение которого аудитория читает, смотрит, слушает, то есть потребляет СМИ; — объём затрат на СМИ — процент семейного бюджета, затрачиваемого на СМИ; — объём национального рекламного рынка — структура «рекламного пирога», доля рек-ламы, направляемой в СМИ в целом и конкретные средства массовой информации в частности; — технологический уровень инфраструктуры СМИ — наличие производственной базы (полиграфическая база печатных
СМИ, оборудование для производства кино-, аудио-, видеоматериалов и т.п.) и техниче-ское состояние передающих каналов (трансляционные вещательные сети, телекоммуникационные системы); — интегрированность национальных СМИ в глобальную коммуникационную инфраструктуру — возможность аудитории получать доступ к иностранным медиарынкам, глобальным потокам информации и каналам коммуникации»1. Е. Вартанова отмечает, что важной тенденцией, характеризующей развитие информацион-но богатых рынков СМИ на нынешнем этапе, является конвергенция с другими рынками — те-лекоммуникаций, производства домашней электроники, компьютеров, программного обеспече-ния. В результате складывается единый медиарынок, занимающий всё большее место в нацио-нальных экономиках, а также выходящий за их пределы, приобретающий транснациональный характер. На современном этапе информационно богатые рынки СМИ характерны для относительно небольшого количества обществ. Предпосылкой их формирования является высокий уровень экономического и технологического развития. Однако движение в сторону информационно бога-тых рынков — тенденция, присущая всем современным обществам, демонстрирующим положи-тельную динамику экономического роста. В последние годы всё более отчётливой становится тенденция к концентрации СМИ и, од-новременно, их дифференциации, обусловленной дифференциацией информационных потребно-стей аудитории и стремлением рекламодателей обращаться к целевым группам потребителей. На российском рынке процесс концентрации СМИ начался в 90-е годы созданием изда-тельско-производственных объединений и издательских домов. На современном российском рынке СМИ представлено множество крупных экономических субъектов. В качестве примера можно привести холдинг «Газпром-Медиа». Созданный в 1998 году холдинг
1Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2003. — Электронная публикация — http://evartist.ru/textll/44.htm
владеет, в частности, тремя телекомпаниями (ОАО «Телекомпания НТВ», «ЗАО НТВ-Плюс», ОАО «ТНТ-Телесеть», рядом радиостанций («Эхо Москвы», Радио NEXT и др.), изданиями «Из-вестия», «Семь дней», кинокомпанией, рекламным агентством и двумя кинотеатрами. Другой крупный субъект российского медиарынка — холдинг «Проф-Медиа». Холдинг был образован в 1997 году. Сегодня он владеет телеканалами ТВ-3, 2x2; газетами «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», рядом радиостанций и журналов. Концентрация СМИ, обусловленная ужесточением конкуренции, выражается в формиро-вании крупных компаний, объединяющих несколько СМИ разных типов, а также другие органи-зации, связанные с производством и распространением информации — типографий, издательств, рекламных агентств, кинотеатров и т.д. Процесс концентрации СМИ ведёт к созданию гигантских медиакомпаний, действующих уже не на национальных рынках, а на рынке глобальном. Транс-национальные СМИ будут рассмотрены в главе «Массовые коммуникации в глобализирующемся мире».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Медиаиндустрия как сектор экономики» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»