Большое значение для социализации имеет рисуемый СМИ образ тех или иных социальных групп. Если индивид не имеет реального опыта взаимодействия с ними, то телевизионный образ станет для него единственной формой их репрезентации. Да-же на восприятие тех групп, с представителями которых индивид непосредственно общается, телевизионные версии могут оказать заметное влияние (женщины, этнические меньшинства, преступники, жители других стран, политики, молодёжные субкультуры, религиозные группировки и т.д.). Например, в телевизионной рекламе часто используются образы молодых лю-дей. Они предстают прежде всего как потребители тех или иных товаров, в ситуации досуга. Напитки, продукты питания, одежда, бытовая техника — круг предметов, ок-ружающих молодого человека. Так создаётся образ беззаботного гедониста, который ничего не делает — не работает и не учится. Единственное его занятие — развлечение, при этом не слишком утончённое (нам не показывают молодых людей, посе-щающих, к примеру, театр или читающих книги). В других передачах молодые люди встречаются не слишком часто. Молодой че-ловек, который регулярно смотрит телевизор, не увидит отражения реальных повсе-дневных проблем, с которыми он сталкивается в жизни. (Не здесь ли источник попу-лярности всякого рода молодёжных ток-шоу, где, пусть и на крайне примитивном уровне, всё же обсуждаются молодёжные проблемы?) Телевизионный образ молоде-жи не является её точным отражением. Множество групп вообще «не существуют» в информационном пространстве или представлены мало и односторонне. Если говорить о российском телевидении, то такой «исключённой» группой являются, например, инвалиды, а также и работники физического труда (представители рабочего класса), пенсионеры. Последние попада-ют в объектив, как правило, тогда, когда речь идёт либо о повышении пенсий, либо о низком уровне тех же пенсий. Таким образом, пенсионеры превращаются в «вечных просителей», «висящих на шее у государства», что отнюдь не соответствует реально-сти. Многие пенсионеры продолжают активно работать, помогать своим близким и весьма мало надеются на помощь государства. Не говоря уже о том факте, что значи-тельная часть государственных чиновников, даже высшего ранга, — люди пенсионно-го возраста. Особая «болевая» точка российских СМИ — это национальные отношения. Рос-сия — многонациональная страна.
Но российское телевидение этой ситуации не отражает. Представители этниче-ских меньшинств на экранах практически не появляются, если только речь не идёт о каком-то очередном межэтническом конфликте или проявлениях ксенофобии. Зачас-тую СМИ (и не только телевидение) даже способствуют разжиганию ксенофобии, по-скольку рисуют негативный, отталкивающий образ представителей «нерусских» на-циональностей. В 2004 году В.М. Пешкова исследовала ряд публикаций в московской прессе, посвященных азербайджанской диаспоре в Москве. Результаты контент-анализа ста-тей «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца» показали, что азербай-джанцы описываются с помощью таких слов, как «чёрные», «кавказцы», «гости с юга», «мужчины-кавказцы», «жгучие парни с Кавказа», «тёплая компания южан». В описании азербайджанцев доминировали стереотипы, касающиеся темпера-мента, черт внешности, отношения к труду. Азербайджанцам приписывались опреде-лённые социальные роли — прежде всего связанные с торговлей, а также криминаль-ной деятельностью. Образ азербайджанцев чётко ассоциировался с определённой уг-розой. Исследовательница делает вывод: «несмотря на то, что в прессе присутствует и информация, которая создаёт сложный, многосоставной собирательный образ азер-байджанской общины (занятость в сфере культуры, принадлежность к интеллигенции, роль жертвы) и, значит, может способствовать складыванию неоднозначного отноше-ния к азербайджанцам, в подавляющем числе случаев воспроизводится типичный на-бор признаков, определяющих азербайджанскую общину как так называемое «торго-вое меньшинство», характеризующееся в силу их мигрантского статуса и культур-ной отличительностью как чуждое «нам»1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образы социальных групп в СМИ» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»