В политической деятельности термин «идеология» имеет вполне определённый смысл — это совокупность идей и убеждений, которых придерживается та или иная по-литическая организация (партия или движение). Политическая идеология отражена обычно в программных документах политических организаций и служит ориентиром для принятия того или иного политического курса. Однако в современном обществозна-нии термин «идеология» — один из самых размытых
и неточных, несмотря на это, он весьма активно используется в разных значениях и кон-текстах, в том числе и применительно к анализу влияния СМИ на аудиторию. Термин возник в XIX веке. Его впервые употребил французский философ Антуан Дестют де Траси, который назвал идеологией предполагаемую «науку об идеях». В этом значении термин распространения не получил. В широкий оборот термин вернулся бла-годаря работам К. Маркса, который рассматривал идеологию как «ложное сознание», искажённое представление о реальности, обусловленное классовыми интересами и вы-ражающее эти интересы. В рамках современного гуманитарного знания термин «идеология» приобретает весьма широкое значение, поскольку любое знание рассматривается как социально де-терминированное, а значит, идеологическое. Однако социальная детерминированность знания не подразумевает в обязательном порядке его ложности. Постмарксистская критическая традиция социологической мысли рассматривала идеологию как систему взглядов, защищающую интересы доминирующих классов, сло-ев и групп. Таким образом, идеология оказалась связана с властью и сама стала рассмат-риваться как проявление «символического насилия» (термин П. Бурдье) — навязывания взглядов и убеждений господствующих групп всем остальным слоям и группам общест-ва. В качестве важнейших механизмов, с помощью которых осуществляется это симво-лическое насилие, рассматриваются массовое образование и СМИ. Предполагается, что СМИ неявным образом прививают своей аудитории некоторые идеологические штампы и стереотипы, способствуя тем самым укреплению существующего общественного уст-ройства и парализуя критическое мышление.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идеологическое воздействие СМИ» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»