Глубокое интервью с экспертом — «знатоком ТВ» (стенограмма)
Эксперт — Щербакова Ольга Вячеславовна, исполнительный директор Национальной ас-социации телевидения Дата проведения интервью — 17.05.2002 Человек и телевизор Интервьюер: Если посмотреть на телевидение с позиции обычного человека, как Вы ду-маете, какую роль играет телевидение в жизни людей? Какое место оно занимает в их повсе-дневном существовании? Респондент: По-моему, по мнению всех экспертов, которые этот вопрос исследовали, по-рядка 70% информации, которую человек получает в обычной жизни, — это информация с эк-рана; 70% информации — это огромное количество. Книги, газеты, журналы — это всё на вто-ром плане. И: А радио? Р: Да, радио, газеты, журналы... Радио практически... Радио — это пенсионеры, люди, ко-торые бывают дома. Радио — это дачи, загородные дома. Радио — это автомобиль, только в тот период, когда человек перемещается. И: Скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, привлекает сегодня зрителей? Что нра-вится им в российском телевидении? Какие передачи, программы пользуются особой популярностью и почему? Р: Ну, в нескольких словах сказать сложно. Существуют определённые службы — Гэллап, там, «Комкон», которые проводят как раз опросы и выясняют рейтинги определённых программ. Но в то же время всё равно новости, конечно, стоят на первом месте; всё, что связано с новостя-ми, информацией о том, что происходит во всём мире, о том, что происходит в России и что происходит, там, скажем, на нашей маленькой Родине. Мне кажется (это я высказываю своё мнение), мне кажется, что всё-таки наши российские люди — граждане, да? — любят россий-ское кино гораздо больше, чем фильмы американские. Почему — потому что это, ну, во-первых, это фильмы о нашей жизни. Во-вторых, тот недостаток зарубежных фильмов, который был в 60-е, 70-е годы, когда мы мечтали посмотреть очень многие фильмы, он уже восполнен. Мы уже «наелись». А смотреть фильмы лучшие, пока по российскому телевидению нет возможности, потому что эти фильмы — дорогое удовольствие. Американское кино
там — третьего эшелона, мексиканские сериалы — это уже пройденный этап, мне кажет-ся, для нашей жизни. Однако у них есть свой зритель при всём при том. Ну, может, это не очень разборчивая молодёжь и, естественно, бабушки-пенсионерки. Женщины и мужчины пожилого возраста, ко-торые имеют возможность смотреть телевизор днём, они смотрят. И: А что ещё привлекает сегодня телезрителей? Р: Ну вот меня лично привлекают наши, российские сериалы. «Новый проект», выпол-ненный на нашем бедном российском телевидении. К сожалению, хорошо, добротно сделанных сериалов мало. Поэтому даже там, скажем, задумка, которая была вложена, идея — она не все-гда хорошо реализована. Добротно сделанным сериалом я бы могла признать «Петербург-ский...» Ох, «Петербургский...» Даже название забыла. И: Ничего страшного. Р: Да-да-да... Это с Ольгой Дроздовой. «Криминальный Петербург» или что-то в этом духе. Второй, вот совсем недавно вышедший трёхсерийный фильм — «Спецназ», хотя очень спорный фильм по своей идее. А вообще-то у нас недостаточно, я считаю, для зрителей недос-таточно фильмов, которые воспитывают национальную идею. Знаете, мы всё-таки любим свою Родину — Россию. Мы никуда не уехали, мы живём здесь, работаем. Нам хотелось бы знать о России, о людях, которые там живут, не только с экранов новостей, которые, как правило, на 80% составляют плохие новости, — в том числе и спорт, и погода. А и зритель уже в какой-то степени отвык воспринимать хорошие новости и отмечать их. Ну, хотя бы хорошие новости в фильмах. Сериалы при всём при том у нас идут детективного жанра. Мелодрамы мы так и не научились снимать, да? Комедии как сериалы — тоже не научились. Ну, видно, есть недостаток в хороших сценариях. Для России это дело новое. Сценаристов у нас таких вот для сериалов не учат. Это определённые технологии, им надо учить. И: Скажите, пожалуйста, вот кроме фильмов и сериалов, какие ещё программы пользу-ются популярностью? Р: Ну, для меня... Я, например, люблю аналитические программы. Я знаю, что большой популярностью пользуются такие ток-шоу, как «Как украсть...», ой, извините, «Как выиграть миллион», «Как получить миллион». Ну, вот весь этот порядок — совершенно неясно, что в результате выигрыша человек получает там — деньгами, там, карточку или компьютер.
Всё-таки эти игры — они основываются на таких кроссвордных знаниях, что ли, челове-ка. Если люди интересуются, они интересуются не результатом выигрыша — это естественно, — а самим процессом, теми вопросами, которые задаются. Люди всё-таки смотрят на экране такое ток-шоу, пытаются сами, то есть они вовлечены в определённую игру. Значит, вот такие ток-шоу — они нужны, люди хотят тоже играть — не на экране, дома, но хотят участвовать, соревноваться друг с другом, в собственной семье. Ну, мне так кажется. И: И ещё что-нибудь выделите? Р: Конечно, люди по-прежнему, граждане по-прежнему любят мультфильмы — наши мультфильмы, хорошие мультфильмы, любят детские фильмы, которых у нас очень-очень ма-ло. Ведь детский фильм — это не только фильм для ребёнка от двух до семи, там, до 15 лет. Почему «Золушка» — фильм, который никогда не умрёт? Да не только. Там, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»? Потому что эти фильмы сделаны для всех — и для детей, и для родителей. И: Благодарю Вас. Скажите, пожалуйста, что не нравится зрителям в отечественном те-левидении, какие, по Вашему мнению, основные претензии аудитории к российскому телевидению? Р: Что не нравится... Конечно, не нравится реклама. Это с точки зрения потребителя, и моей как потребителя — мешает смотреть интересный фильм, мешает смотреть интересные, там, новостные программы, аналитические программы. Но такова бытность. К сожалению, и вообще телевидение, коммерческое телевидение во всём мире построено на основе: вы платите определённую абонентскую плату за программы, которые вы смотрите. А когда вы получаете бесплатный продукт, этот продукт должен быть на что-то построен, да, подготовлен. Но это уже определённые средства. Эти средства получаются только за счёт рекламы. Почему законо-дательство, рекламное законодательство, например, Западной Европы, намного жёстче, чем наше? Ну, потому что там и реклама стоит, например, на французском втором канале — так по данным прошлого года стоила в десять раз больше, чем на нашем российском канале РТР. И это перекос... В этом году по оценке экспертов этот перекос должен уменьшиться. Реклама бу-дет у нас дороже. Но вы же прекрасно понимаете, что стоимость для французского канала, там, американского или европейского фильма — она такая же, как и стоимость этого европейского фильма для российского зрителя. А технические средства — камеры,
3. Зак. 549
видеомагнитофоны, микшеры, всё остальное, свет — сколько стоят для европейской компании, приблизительно столько же стоят и для нас. Доходы — в десять, в пять, в восемь раз меньше. Поэтому и рекламы у нас больше. У нас и художественные фильмы прерываются рек-ламой. Однако, например, западное законодательство — да в этой конвенции вещания позволя-ет рекламу алкогольных напитков. Наша реклама, наше законодательство намного жёстче в этом плане. У нас реклама алкогольных напитков запрещена. Хотя разрешена реклама пива — и здесь тоже есть некий перекос. Потому что пиво всё равно является алкогольным напитком. С одной стороны, тот беспредел рекламы пива, который есть на экране, — это следствие того, что не принято законодательство о рекламе алкоголя в строго ограниченное время. Ну, здесь уж должны быть как бы претензии, наверное, к законодателям. Хотя мы над этим вопросом рабо-таем уже давно. И: То есть это должно регулироваться? Р: Конечно. Это должно регулироваться. Реклама пива не должна быть адресована под-росткам — как видели, да, рекламу «Клинского» пива. Ну не должна быть адресована. Она должна быть в определённое время, в определённых рамках, по всей видимости, может быть, реклама пива и других алкогольных напитков должна, вообще, по объёму каким-то, может быть, — это мои предположения — по объёму должна регулироваться, временем должна регу-лироваться. Но у нас нет этого. У нас наше законодательство бросает из стороны в сторону. Или всё разрешить — или всё запретить. И: Скажите, пожалуйста, какие ещё есть претензии у нашей аудитории к российскому те-левидению? Р: Ну как! Мало фильмов хороших! На канале крутится одновременно на одной неделе, там, последовательно на российских центральных каналах крутятся... Ну, хорошие сериалы: «Анастасия Каменская», «Бандитский Петербург», там, «Гражданин начальник», «Менты» или ещё что-то — но с определённой периодичностью. Это говорит как раз о нашей бедности, о том, что у нас и российский кинематограф, в общем-то, в какой-то степени загублен, и произ-водство телевизионных фильмов не финансируется — очень сложно найти спонсоров. Это про-блема контента — она для всех существует. Она, кстати, существует и на Западе в такой же ме-ре, как и у нас. Но дело в том, что образ жизни западных жителей, граждан западных стран, там, Америки, наверное, немного отличается от
образа жизни россиян. Всё-таки уровень жизни их позволяет как бы иметь другие формы развлечения — не только телевизор. И: То есть телевизионный мир занимает большую слишком роль? Р: Безусловно, именно большую. Он является источником и информации, и развлечения, и проведения времени, отдыха. Это неправильно, но это опять же, это всё экономические про-блемы. Это не проблемы телевидения, это проблемы развития экономики нашей страны
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глубокое интервью с экспертом — «знатоком ТВ» (стенограмма)» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»