Историческая общность (этнос, нация, цивилизация) – это общность людей, институтов, сфер, основу которой образует духовно-психическая общность: социального идеала, ценностей, традиций и обрядов, самосознания. Эти ценности объединяют людей на уровне: 1) идеологической теории в духовной сфере общественного организма, субъектом (хранителем, интерпретатором, творцом, пропагандистом, воспитателем) которой является гуманитарная интеллигенция, в том числе, и религиозная; 2) принципов деятельности духовных, политических, экономических, технических сообществ, институтов, организаций; 3) общественной психологии, ментальности и образа жизни людей. Исторические общности проходят три этапа и уровня развития в составе разных общественных организмов: этноса, нации, цивилизации. Эти уровни и формы исторической общности общества различаются степенью развития народного субъекта, его основных сфер (распространения духовных ценностей) в функционировании социальных общностей, институтов, организаций и т.п. При этом конкретное общество может одновременно характеризоваться этническими, национальными и цивилизационными признаками. С развитием исторической общности от этноса к цивилизации усиливается рациональность элементов духовно-психической основы, уменьшается степень их влияния на поведение людей, уменьшается число институтов, входящих в состав цивилизации. Цивилизация отличается от этноса развитой идеологией, в которой сформулированы, обоснованы и исторически оправданы базовые идеологические ценности данной группы народов. Цивилизации можно подразделить: 1) по характеру общественного субъекта – локальные (национальные), региональные (присущие нескольким народам) и мировые (многим народам); 2) по характеру мировоззренческой системы, лежащей в ее духовной основе, – религиозные, светские и т.п.; 3) по характеру идеологии, лежащей в их основе, – религиозно-культовые, религиозно-теологические, религиозно-политические; религиозно-этические; 4) по технологической организации общественного производства и типа благ, которые производятся, – доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные (этапы в развитии человечества). Цивилизация общества (народа) развивается, проходя стадии зарождения (становления), расцвета, разложения и гибели или трансформации в иную цивилизацию. Развитие цивилизаций данных обществ происходит в силу как внутренних противоречий и социальных конфликтов, так и внешних, межобщественных противоречий и социальных конфликтов. Последнее означает, что цивилизации взаимодействуют и конфликтуют и это взаимодействие и конфликт со всеми означенными выше этапами развития оказываются существенной причиной их развития или упадка. Для российских цивилизаций их взаимодействия с европейскими цивилизациями оказываются существенными. Россия прошла несколько цивилизационных уровней и этапов развития в соответствии с основными уровнями политической формации: 1) кие веко-русская, аграрная (доиндустриальная), общинно-княжеская, языческая цивилизация, длившаяся до принятия христианства Киевской Русью (988 г.); 2) московско-русская, аграрная, общинно-боярская, православная цивилизация, длившаяся до образования империи при Петре I; 3) русская, аграрно-индустриальная, крепостнически-дворянская, православная цивилизация; 4) российская, индустриальная, пролетарско-социалистическая, коммунистически-атеистическая цивилизация, длившаяся с 1917 по 1991 гг.; 5) сейчас происходит становление новой российской цивилизации, основные контуры которой уже видны: российская, постиндустриальная, гражданская, плюралистическая цивилизация. В каком отношении находятся понятия «общество» (локальное), «формация» и «цивилизация»? Понятие «общество» характеризует общественный организм в целом, «формация» характеризует его со стороны структуры основных систем-органов, «цивилизация» характеризует общество со стороны внутренней определенности, т.е. качества как совокупности существенных в Данном (сравнительном) отношении свойств. Отношения между формациями общества и его цивилизацией носят взаимно-противоречивый и конфликтный характер. Формация влияет на цивилизационные характеристики общества по отношению как к своей истории, так и к другим обществам и их истории, а также к истории человеческой цивилизации. Важные характеристики формации общества входят в его цивилизационную Характеристику. Это влияние является важнейшим источником формационно-цивилизационных социальных конфликтов, которые сложны для нашего анализа и мы можем только о них сказать. Важно, что именно изменения в формации выступают источником социальных конфликтов, между новыми формационными характеристиками и старой цивилизационной формой, играющей консервативный, охранительный характер.100
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цивилизация – высший этап исторической общности» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»