Таким образом, в функционировании каждой общественной формации можно выделить две противоположные стороны: 1) для нормального развития общество нуждается в эффективной и динамично развивающейся экономике; 2) общество должно сохранять справедливое распределение произведенного и обусловленную им стабильность с помощью государства и права. Эти противоположности образуют диалектическое противоречие и социальные конфликты, выступающие внутренним источником развития обществ. В экономических и политических формациях возникло два противоположных механизма регулирования данного противоречия и социальных конфликтов. Политические формации основаны на подавлении свободы личности, подчинении ее государству, что порождает скрытые и подавляемые социальные конфликты: идеологические, политические, экономические. Основу развития политических формаций образует постепенное, доходящее до предела в тоталитаризме (советизме, фашизме, нацизме) подавление личности, превращение ее в винтик государственного Левиафана. В политических формациях (и обществах), к которым относится Россия, сформировался механизм разрешения этого противоречия и социальных конфликтов, связанный прежде всего противоречием между интересами правящей элиты (и имперского государства) и ресурсами общества – материальными, людскими, духовными: 1) в фазе динамичного развития общественного производства происходит концентрация власти и ресурсов в руках деспотического государства, которое в короткие сроки и затратно («Мы за ценой не постоим») совершает скачкообразное развитие от одного качества общества к другому; 2) затем наступает период застоя в деятельности правящей элиты и госвласти, экстенсивного развития, падения эффективности общественного производства, улучшения жизни народа. За это время происходит разложение правящей элиты, начинается распад государства, как правило, в условиях новых исторических вызовов; 3) в результате возникает народное возмущение, социальный взрыв, ликвидация прежней элиты и становление новой. И затем все повторяется. Здесь противоположностью деспотической власти от имени народа выступают народные активисты (Болотников, Разин, Пугачев), либералы, социалисты (декабристы, большевики, диссиденты и т.п.). Деспотической власти они противопоставляли энергию народной воли, бунта, свободомыслия, уравнительной справедливости. В экономических формациях существует другой механизм нахождения баланса (единства) этих двух сторон функционирования формации, механизм политической демократии, выражающийся в наличии в политической надстройке общества правых и левых партий. Когда у власти стоят правые партии, общество ориентировано преимущественно на эффективность производства. Постепенно нарушается справедливое в данных условиях распределение произведенных благ, углубляется социальное неравенство, возмущение трудящихся и политическая нестабильность (дезорганизация). В результате выборов к власти приходят левые партии, ориентированные на более справедливое перераспределение произведенных благ. Возникает снижение эффективности общественного производства. Таким образом, борьба (социальные конфликты) политических сил в надстройке экономической формации выступает механизмом разрешения и урегулирования сложнейших противоречий и социальных конфликтов общества в его экономическом базисе (экономических конфликтов). Этот механизм, не без сбоев в виде фашизма и нацизма, действует в течение последнего столетия. Демократические свободы (слова, манифестаций, печати, объединений, партий) – это средства и инструменты борьбы с властью демократического сообщества, средства разрешения идеологических, политических, экономических социальных конфликтов. Россия представляет собой типичное политическое общество (общество с политической формацией), в котором базисом выступает не экономика (как в экономической формации и обществе), а политика (государство и право) и подавление личности и свобода государства. Поэтому «политический формационный дом» России существенно отличен от «экономического формационного дома» стран США и Западной Европы и похожих на нее обществ. Если США и Европа прошли формационные стадии античности, феодализма, марксовского капитализма, то Россия прошла общинно-княжескую (боярскую), государственно-крепостническую (вотчинную), пролетарско-социалистическую (советскую) стадии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Механизмы регулирования социальных конфликтов» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»