Предотвращению социального конфликта на стадии становления способствует институционализация отношений между его возможными участниками, т.е. наличие, создание и использование специальных институтов (организаций) для решения этих проблем (рис. 12.3). К ним можно отнести правоохранительные, судебные, консультационные, конфликтологические (и подобные) службы, круглые столы, а в более широком смысле слова таковыми являются и семья, и трудовой коллектив, и общественная организация по интересам. Поэтому предотвращению социальных конфликтов способствуют многие социальные организации, конечно, за исключением криминальных. Нужно иметь в виду, что в тоталитарном или аналогичном обществе социальные конфликты не только не поощряются, но и пресекаются на корню. Как говорил Сталин, «есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы». Конфликт индивида с советской властью заканчивался ГУЛАГом или «психушкой» (при Брежневе). Мелкие конфликты решались парткомами, которые являлись главными «конфликтологическими службами» советского общества, где разбирались и пресекались многочисленные конфликты. Межнациональные конфликты, или конфликты на национальной почве, считались наиболее вредными и опасными, поэтому пресекались особенно жестоко, вплоть до выселения целых народов. Так были выселены с родных мест чеченцы, крымские татары и другие народы.
Рис. 12.3. Институционализация отношений и переговоров
Постсоветская Россия встала на путь создания буржуазно-социалистической формации (демократического социализма), важнейшим элементом которой является демократическое (и правовое) государство. Условием институционализации социальных конфликтов в этой связи выступают, прежде всего, демократические (регулярные, на альтернативной основе, свободные) выборы. Как отмечает Е.И. Степанов, Можно с полным основанием утверждать, что в процедуре выборов нет ни одного этапа, который бы не играл существенной роли в том, будут ли выборы служить цели согласования интересов и оптимизации конфликтов, или же, наоборот, вести к усилению социально-политической напряженности*. * Степанов Е.И. Указ. соч. С. 149.
Так, выборы 12 декабря 1993 г. регулировались не законом, а указами президента. Центральная избирательная комиссия формировалась не представительной властью, а исполнительной и была частью администрации. Все это вызвало конфликтную ситуацию и сделало выборы недостаточно легитимными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Институцио-нализация отношений» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»