ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
Усложнение жизни, обострение многих социально-экономических, политических и духовных процессов, кризис духовных идеалов и ориентиров граждан в странах переходного периода от тоталитаризма к демократии усилили потребность в разработке и реализации принципиально новой государственной молодежной политики. Среди причин, диктующих необходимость выработки и реализации таковой на современном этапе, основными являются следующие: 1) необходимость создания новой системы обучения и профессиональной подготовки молодых граждан в условиях структурных и технологических производственных изменений, отмирания традиционных отраслей производства, внедрения новых технологий, обеспечивающихся современными информационными системами, увеличения безработицы, снижения занятости молодежи; 2) обострившийся кризис традиционных ранее для бывших стран так называемого социалистического лагеря институтов социализации личности (семьи, школы, учреждений культуры, отдыха и т. п.). Во многом такие институты не успевают сегодня за реальными потребностями молодого человека, действуют архаично, используя старые приемы влияния на личность. Ярким примером тому являются многочисленные попытки реформировать систему образования в бывшем СССР или максимально включить в процесс социализации личности семью и общественность; 3) реальное отчуждение молодежи от политических и общественных процессов. Нагляднее всего это проявилось в молодежной среде стран социалистического содружества, республик бывшего СССР в 60 —80-е годы; 4) наличие в жизни молодежи ряда факторов и проблем, находящихся за пределами правового регулирования. Выработка и реализация молодежной политики в странах переходного периода сегодня наталкивается на ряд препятствий, осложняющих решение этой важной задачи. Основными факторами риска, препятствующими выработке и реализации государственной молодежной политики, на наш взгляд, являются: • дефицит соответствующих социально-экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении государства и могут быть использованы для решения проблем молодежи; • постоянное снижение жизненного уровня, неустроенность молодежи, что вызывает пессимизм, апатию, потерю веры в будущее; • несоответствие общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки молодежи реальным потребностям общественного производства, а тем более его прогнозируемому уровню в ближайшие годы; • ослабление авторитета государства, политических партий, движений и организаций в молодежной среде; • отсутствие консолидирующего единства в самом •молодежном движении, в молодежных организациях страны; • межнациональные противоречия. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем в государственной молодежной политике в Украине можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов работы с молодежью и ее организациями, а качествен- но новая молодежная политика. Основу такой политики, на наш взгляд, составляет новый тип отношений общества к молодежи. Принципиальными особенностями таких отношений на основе государственной политики должны быть: 1) не сугубо воспитательное воздействие на молодое поколение, а политика реального доверия к молодежи, т. е. создание надлежащих условий для того, чтобы молодежь стала реальным субъектом социально-экономических и духовных преобразований в обществе. Здесь речь идет о паритетных отношениях молодежи с правящей и другими партиями, государственными структурами, общественными организациями, о политике доверия и равного диалога; 2) обязательная ориентация на молодежь, учет ее потребностей, интересов и запросов при разработке и реализации любых социальных программ в обществе; 3) превращение молодежи из объекта в активный субъект новой государственной молодежной политики. Речь идет об организациях молодежи, поддержке тех из них, которые стоят на конструктивных позициях, не только на словах, но и на деле отстаивают интересы и потребности молодежи, оказывают положительное влияние в этом плане на органы государственной и исполнительной власти. Государственная молодежная политика является своеобразным, специфическим, приоритетным направлением в деятельности государства, всех его структур и социальных институтов в интересах как молодого человека, так и общества. В подлинно правовом, демократическом обществе такая политика призвана создать определенные условия и социальные гарантии для гражданского становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации. Одновременно (что не противоречит сказанному выше) государственную молодежную политику в целом мы можем рассматривать как своеобразный механизм, с помощью которого государство (партии, движения, организации, социальные институты и т. п.) вступает во взаимоотношения с молодежью, способствует (или нет) реализации ее интересов, запросов и потребностей. Сформировать такую политику возможно лишь при таких условиях: а) хорошо зная реальные проблемы молодежи; б) хорошо понимая реальные противоречия формирования и развития поколений, включающихся в систему общественных отношений. 2) обострившийся кризис традиционных ранее для бывших стран так называемого социалистического лагеря институтов социализации личности (семьи, школы, учреждений культуры, отдыха и т. п.). Во многом такие институты не успевают сегодня за реальными потребностями молодого человека, действуют архаично, используя старые приемы влияния на личность. Ярким примером тому являются многочисленные попытки реформировать систему образования в бывшем СССР или максимально включить в процесс социализации личности семью и общественность; 3) реальное отчуждение молодежи от политических и общественных процессов. Нагляднее всего это проявилось в молодежной среде стран социалистического содружества, республик бывшего СССР в 60 —80-е годы; 4) наличие в жизни молодежи ряда факторов и проблем, находящихся за пределами правового регулирования. Выработка и реализация молодежной политики в странах переходного периода сегодня наталкивается на ряд препятствий, осложняющих решение этой важной задачи. Основными факторами риска, препятствующими выработке и реализации государственной молодежной политики, на наш взгляд, являются: • дефицит соответствующих социально-экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении государства и могут быть использованы для решения проблем молодежи; • постоянное снижение жизненного уровня, неустроенность молодежи, что вызывает пессимизм, апатию, потерю веры в будущее; • несоответствие общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки молодежи реальным потребностям общественного производства, а тем более его прогнозируемому уровню в ближайшие годы; • ослабление авторитета государства, политических партий, движений и организаций в молодежной среде; • отсутствие консолидирующего единства в самом молодежном движении, в молодежных организациях страны; • межнациональные противоречия. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем в государственной молодежной политике в Украине можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов работы с молодежью и ее организациями, а качествен- но новая молодежная политика. Основу такой политики, на наш взгляд, составляет новый тип отношений общества к молодежи. Принципиальными особенностями таких отношений на основе государственной политики должны быть: 1) не сугубо воспитательное воздействие на молодое поколение, а политика реального доверия к молодежи, т. е. создание надлежащих условий для того, чтобы молодежь стала реальным субъектом социально-экономических и духовных преобразований в обществе. Здесь речь идет о паритетных отношениях молодежи с правящей и другими партиями, государственными структурами, общественными организациями, о политике доверия и равного диалога; 2) обязательная ориентация на молодежь, учет ее потребностей, интересов и запросов при разработке и реализации любых социальных программ в обществе; 3) превращение молодежи из объекта в активный субъект новой государственной молодежной политики. Речь идет об организациях молодежи, поддержке тех из них, которые стоят на конструктивных позициях, не только на словах, но и на деле отстаивают интересы и потребности молодежи, оказывают положительное влияние в этом плане на органы государственной и исполнительной власти. Государственная молодежная политика является своеобразным, специфическим, приоритетным направлением в деятельности государства, всех его структур и социальных институтов в интересах как молодого человека, так и общества. В подлинно правовом, демократическом обществе такая политика призвана создать определенные условия и социальные гарантии для гражданского становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации. Одновременно (что не противоречит сказанному выше) государственную молодежную политику в целом мы можем рассматривать как своеобразный механизм, с помощью которого государство (партии, движения, организации, социальные институты и т. п.) вступает во взаимоотношения с молодежью, способствует (или нет) реализации ее интересов, запросов и потребностей. Сформировать такую политику возможно лишь при таких условиях: а) хорошо зная реальные проблемы молодежи; б) хорошо понимая реальные противоречия формирования и развития поколений, включающихся в систему общественных отношений. Таким образом, существо проблем молодежи, как и молодежной политики вообще, может быть понято лишь в том случае, если выяснены основные противоречия не только в среде самой молодежи, но и существующие между молодежью и другими социальными группами в обществе, а также между поколениями. На основе этого и формируются механизм, формы и методы разрешения таких противоречий. Центральным противоречием, которое призвана разрешить государственная молодежная политика, есть противоречие между субъективными планами, интересами молодых людей и государственными, общественными потребностями. Молодежная политика может быть реальной лишь в том случае, если объективно воспринимается и осуществляется процесс воспитания молодежи, формирования ее мировоззрения. Сегодня предстоит решительно избавиться от годами бытовавшего стереотипа "коммунистического воспитания", которое рассматривалось ранее не иначе, как процесс воздействия на молодежь, влияния на нее как на объект преобразования. Сама молодежь при этом представляла собой некую пассивную субстанцию, в то время как по сравнению с другими социальными группами общества она всегда была и остается наиболее активным субъектом деятельности, субъектом общественных отношений. Значит, воспитание должно быть активной составляющей тех отношений, которые сложились в обществе. В данном случае воспитание мы рассматриваем не просто как передачу молодому поколению определенных знаний, навыков, опыта и т. п., а как сложное взаимодействие поколений в обществе, их взаимные шаги навстречу друг другу. Объективным и субъективным фактором государственной молодежной политики, непременным условием поступательного развития общества является сама молодежь, развитое молодежное движение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ» з дисципліни «Соціологія молоді»