ДИАЛЕКТИКА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ
Права и обязанности молодежи в любой стране независимо от ее месторасположения, уровня развития или других признаков закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. В ст. 2 данной Декларации записано: "Каждому человеку предоставляются все права и все свободы, провозглашенные этой Декларацией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального, социального или состоятельного происхождения, имущественного или другого состояния" [4, 20}. Среди основных прав всех людей, а значит, и молодежи, можно выделить такие основополагающие: • на гражданство; • содержание семьи; • участие в управлении своей страной; < • социальное обеспечение, труд, образование, участие в культурной жизни общества, защиту своих моральных и материальных интересов [4, 23-24]. Таковы общие права всех людей на Земле. Хотя Декларация ратифицирована большинством стран (в том числе и Украиной), они по-разному обеспечиваются и интерпретируются. Кроме Всеобщей декларации прав человека, большое значение для формирования национальных законодательств в отдельных странах имеют такие документы, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских правах и др. Ратификация всех подобных документов Украиной требует не просто их соблюдения, но и приведения собственных законодательных актов в соответствие с ними. Например, Украина в 1963 г. ратифицировала Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), в которой предусмотрены специальные нормы, гарантирующие равенство граждан при приеме на учебу и при оплате обучения. В Минимальных стандартах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (так называемых Пекинских правилах 1985 г.), предусмотрены нормы, обусловливающие систему обеспечения социальной справедливости для несовершеннолетних (возраст от 7 до 18 лет). То же самое можно сказать и об особенностях Конвенции о правах детей (ратифицирована Украиной в 1991 г.), в которой ребенком считается "каждая человеческая личность до достижения 18 лет" [12, 269]. Важнейшие аспекты статуса молодежи мира закреплены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они следующие: • заключение соглашений о проведении программы профессиональной подготовки молодежи; • заключение соглашений между молодежными организациями для развития международного сотрудничества; • организация обменов студентами курсов профессиональной подготовки для изучения иностранных языков; • развитие молодежного туризма и предоставление с этой целью соответствующих льгот [11, 191]. Обретение Украиной государственной независимости как никогда ранее актуализирует задачи юридического оформления, выработки правовых начал осуществления собственной политики в сфере интересов и проблем молодежи. Эта необходимость продиктована также тем, что становление государственности Украины исторически совпало с существенным изменением самих основ нашего общества — экономических и социально-политических, духовных и нравственных. Создание юридических основ и проведение Украиной своей собственной политики в сфере молодежных проблем и интересов не исключает, а наоборот, предполагает обязательное осознание и учет зарубежного опыта решения существующих проблем. Это важно еще и потому, что Украина приняла на себя обязательства по ряду международных соглашений по правам человека, ратифицировала документы, имеющие общепланетарное значение. Следует принимать во внимание то обстоятельство принципиального характера, что Украина, являясь участницей ряда конвенций по правам человека, в которых содержатся важные нормы, регулирующие статус молодежи, обязана строить свое молодежное законодательство аналогичным образом. В соответствии с Законом Украины "О действии международных договоров на территории Украины" от 10 декабря 1991 г. "... заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для национального законодательства". В силу этого положения всех конвенций, где изложены нормы, имеющие отношение к молодежи, имеют большое значение для развития украинского законодательства относительно молодежи. В них отражены также позиции иностранных государств по ряду аспектов статуса молодежи [11, 14—22]. В рамках ООН в свое время были разработаны и приняты важнейшие рекомендации по вопросам положения, социального статуса молодежи. Эти проблемы широко обсуждались в связи с проведением в 1987 г. "Международного года молодежи" и подведением его итогов. На основе обобщения законодательства большинства стран мира и с учетом фактического положения молодежи были определены общие проблемы правовой защиты ее интересов в мире, выработаны рекомендации по соответствующему развитию национальных законодательств. Прежде чем рассматривать украинское законодательство, касающееся молодежи, следует сделать такое замечание общего характера. Политика развитых стран, их государственных органов в сфере интересов молодежи сегодня формируется и реализуется в направлении учета и обеспечения прежде всего специфических возрастных моментов молодежи в аспекте реализации всех существующих стандартов комплекса прав человека вообще. При этом отличия в политике различных стран, закрепленные законодательно, связаны лишь с определенными социально-политическими, организационно-государственными обязанностями, существующим уровнем экономического развития, а не специфическими подходами к регламентации жизни молодежи. Таким образом, молодежная политика в зарубежных странах в настоящее время не представляет собой с юридической и с практической точки зрения какую-то законченную четкую систему, призванную детально регламентировать взаимоотношения молодого поколения во всем сложнейшем многообразии экономических, политических и других общественных отношений [Ъ, 124]. Общая характерная особенность законодательства о молодежи большинства зарубежных стран состоит в том, что оно фактически нигде не является отдельным, а, по сути, представляет собой набор законодательных актов, существующих или самостоятельно, или как дополнения к другим законам, кодексам и т. п. Чаще всего в других странах есть некие центральные, специальные, условно называемые молодежными законы, в правовом поле которых находится большинство сфер жизнедеятельности молодежи, таких как образование, труд, культура, быт, семья, досуг и др. Естественно, что кроме некоторых общих черт, молодежные законодательства имеют и свои особенности, обусловленные прежде всего традициями, историей, культурой данных стран (в том числе и названия законов). Так, в Австрии действует Закон о защите молодежи. Он состоит из двух частей — защита молодежи и ее организационная поддержка. В соответствии с ним поддерживаются (в том числе финансово) и должным образом содержатся места встреч молодежи (как организованной, так и неорганизованной) в возрасте до 25 лет. Выделяются средства на содержание зданий, необходимое оборудование, материальную базу учреждений по работе с молодежью. Поддерживаются личные инициативы групп, которые оказывают помощь молодежи, молодежные и детские журналы; содержатся помещения для работы с учащимися, молодыми рабочими, творческой молодежью. В Законе о защите молодежи юридически оформлены условия пребывания молодых людей в общедоступных местах: игорных домах, ресторанах, барах, кафе, театрах. Законодательно обусловлен режим деятельности массовых коммуникаций, порядок просмотра кинофильмов, телевизионных передач, театральных представлений и др. Регулируются вопросы борьбы с алкоголизмом, наркоманией, прочими отрицательными явлениями, их причинами, которые негативно влияют на развитие молодежи. В Законе определены санкции, права и обязанности соответствующих органов и учреждений. В Законе о молодежи Германии имеются статьи, касающиеся распространения книг и журналов, которые вредны для молодежи. Поправки к этому Закону связаны с правовыми мерами, направленными на обеспечение безопасности пребывания детей в ресторанах, участия в танцевальных программах. В них регламентированы такие вопросы, как распространение видеокассет порнографического содержания, посещение игорных домов, пользование игровыми автоматами, курение. Сюда же включена часть о наложении санкций. Что касается печати, то детям, например, не должны попадать в руки книги, которые запрещены для них, и прочее. Молодежное законодательство Финляндии закрепляет следующие правовые особенности работы с молодежью: 1) множественность и разнообразие молодежных организаций, поддержку государством их общественно-полезных инициатив; 2) наличие в стране специального ведомства по делам молодежи. Вместе с тем финны считают, что отдавать решение всех вопросов молодежной политики в его руки нежелательно, ибо это приводит к его бюрократизации. Данное ведомство практически вынуждено координировать свои действия с молодежными организациями партий, другими общественными организациями Финляндии; 3) наличие значительных фиксированных отчислений из госбюджета на нужды молодежи и "некоммерческий" характер молодежной политики в целом, т. е. ее бесприбыльность; 4) самостоятельный характер молодежных организаций по отношению к патронирующим их партиям и одновременно финансовая поддержка партиями своих молодежных организаций; 5) разветвленность структуры государственных органов по делам молодежи, дробность и дифференцированность коммунальных органов. Важно отметить, что в возрасте 16—18 лет финская молодежь, как правило, уже активно включается в трудовой процесс и фактически выпадает из поля зрения молодежной комиссии. Определенная часть политически, социально активной молодежи начинает сотрудничать с молодежными организациями политических партий, пользуясь их помощью и поддержкой. Остальные же молодые люди самостоятельно решают собственные проблемы, пользуясь лишь помощью профсоюзов. Молодые предприниматели, не имеющие своего профсоюза, объединены в молодежную секцию Финской ассоциации предпринимателей и т. д. Молодежное законодательство ряда зарубежных стран интересно также с точки зрения обеспечения решения проблем молодежи в труде, образовании, духовной и других сферах. В ряде стран, в частности во Франции, Ирландии, Нидерландах, Великобритании, Швеции и Германии, в целях трудоустройства молодежи для создания новых рабочих мест государством выделяются социальные средства для частных предприятий. Формы такой помощи различны. Это и прямые субсидии, и снижение налогов или взятие на себя части обязательств по социальному страхованию работающих и др. В данном случае считается, что лучше оплачивать часть рабочего времени работающего, чем платить ему пособие по безработице. В таких странах, как Дания, Норвегия, США, Канада, существуют специальные программы по созданию временных рабочих мест в общественном секторе производства. Помимо общенациональных служб в Канаде, США, Великобритании и Германии действуют также социальные программы обеспечения занятости молодежи в общественно полезных работах на местном уровне. В целях стабилизации политики занятости в Дании, Великобритании, Швеции и США реализуются специальные программы с целью приблизить всеобщее образование к максимальной профессиональной ориентации граждан. Они опираются на данные изучения и прогнозирования ситуации на рынке труда, определяя при этом наиболее перспективные профессии. Для привлечения молодежи на рынок труда, обеспечения более легкой ее социальной адаптации правительства Бельгии, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Канады, Германии, Нидерландов, других стран выделяют средства для организации профессиональной переподготовки и подготовки молодежи на базе предприятий. Подобные шаги, естественно, не дают гарантии трудоустройства молодого человека. Поэтому государство обязывает предпринимателей нанимать на освободившееся место работы молодежь, учитывая, что ей нелегко конкурировать на рынке труда. В решении проблем социальной адаптации молодежи существенную роль играет система социальных услуг, имеющая на сегодняшний день достаточно большую историю. В Великобритании, например, еще в 40 — начале 50-х годов прорабатывались вопросы координации благотворительной помощи, стоимости мер по социальной защите и т. д. При этом особо выделялась проблема недостатка государственных социальных служб и значимости добровольной деятельности там, где государство не имеет достаточной возможности решать эти вопросы. Отдельно следует сказать о правовом статусе добровольных носителей социальных услуг молодежи (сюда входят молодежные организации, церковь, профсоюзы, благотворительные, частные организации и лица). Решения об их деятельности принимаются государственными органами, в том числе на местах, а право на институализацию программ социального обслуживания молодежи со стороны добровольных организаций определяется соответствующими решениями как центральных, так и местных органов власти. В нормативных актах государственных органов ряда стран предусмотрено, например, финансирование деятельности предпринимателей-спонсоров молодежного сервиса, а также законодательно закреплена их ответственность за порядок и качество предоставляемых услуг. Важность роли добровольных носителей социальных услуг для молодежи и в целом в обеспечении социальных потребностей молодого поколения находит свое отражение в ряде правовых документов, регулирующих деятельность молодежных служб в европейских странах. При этом общими принципами таких гарантий и обязательств с позиций права в этой сфере молодежного сервиса являются: 1) обеспечение гарантированной доступности большинства видов услуг не только для определенной категории молодежи, но практически для всех молодых людей в возрасте от 14 до 21 года. Естественно, что возрастные рамки молодежи, пользующейся такими услугами в разных странах, могут колебаться; 2) наличие законодательных документов в этой области ювеналь-ного права, имеющих комплексный характер. Общий круг полномочий различных объектов этого права определен целым спектром законов, нормативных актов как общего направления, так и специализированных, регламентирующих многие особенности деятельности служб среди молодежи; 3) определение тех категорий молодежи, которые в первую очередь нуждаются в социальной помощи, социальном обслуживании и социальной защите и поддержке; 4) внесение необходимых уточнений в правовой статус молодежи, в том числе и определение возрастных и прочих социально-демографических характеристик, которые обеспечиваются по закону предусмотренными в тех или иных случаях льготами или преимуществами в пользовании услугами; 5) регламентация практического использования национальных и коммунальных средств и ресурсов на развитие социальных служб для молодежи, управление ими, планирование и организация их деятельности; 6) поддержка развития местного самообслуживания и определенная координация деятельности социальных молодежных служб на государственном, региональном и локальном уровнях. Украинское общество является сегодня обществом переходного периода и в целом характеризуется такими объективными процессами, как слом старого общественно-политического устройства (политической системы) и формирование нового демократического государства; смена духовных ценностей и ориентации граждан, в том числе и молодежи; формирование принципиально нового механизма решения вопросов жизнедеятельности молодежи. Все это требует законодательного закрепления и принципиально иной государственной молодежной политики, способной сделать молодежь активным участником всех трансформационных процессов. Речь идет о правах, обязанностях, ответственности молодежи, т. е. о полноправном статусе в обществе. Основными принципами формирования законодательства о государственной молодежной политике в современной Украине сегодня являются следующие: 1) закрепление взаимодействия молодежи и общества, государства, других социальных групп и объектов политики на основах равенства, партнерства, сотрудничества; 2) создание условий, при которых молодежь является не столько потребителем всего, что в социальном плане может дать ей общество, государство, сколько активной действующей силой, т. е. из объекта воздействия (идеологического, воспитательного) молодежь должна превратиться в субъект всех социально-экономических, политических, духовных процессов, происходящих в обществе; 3) обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации молодежи не за счет других социальных групп, а именно за счет инициативы, инновационной деятельности самой молодежи; 4) обеспечение жизненного старта молодежи. Задача государства, особенно на переходном периоде его развития от тоталитаризма к демократии, состоит в том, чтобы создать и предоставить молодежи условия для социализации (общее бесплатное образование, профессиональную подготовку, первое рабочее место, охрану здоровья, кредиты, некоторые льготные условия для предпринимательской, хозяйственно-экономической деятельности и др.). Обязательный минимум таких услуг предоставляется молодежи как некоторый аванс с последующей компенсацией или в процессе их жизни, труда, деятельности в любой сфере; 5) создание условий для социальной защиты той части молодежи, которая в силу различных объективных причин не в состоянии сама себя обеспечить (детей-сирот, детей и подростков из неполных и больших семей, инвалидов и т. п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДИАЛЕКТИКА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ» з дисципліни «Соціологія молоді»