ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Разнообразную практическую социальную помощь молодежи призваны оказывать создаваемые в городах и районах социальные службы для молодежи. В соответствии с перечисленными выше целями и задачами социальной работы в Украине создана система социальных служб, объединяющая около 400 центров: Украинский республиканский, областные, городские и районные центры социальных служб, в которых работают тысячи психологов, социальных педагогов, социологов, юристов, врачей-консультантов, других специалистов по профилактической, пропагандистской и воспитательной работе. Социальные службы для молодежи — это специальные учреждения, которые оказывают ей социальные услуги и социальную помощь [1, 170]. Впервые понятие "социальная служба для молодежи" появилось в 1991 г. в Законе СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", который в связи с развалом Советского Союза практически так и не успел вступить в действие. В упомянутом Законе социальная служба для молодежи была определена как составная часть государственно-общественной системы социальной службы и строилась на общих с ней основаниях. Такие службы действуют в Российской Федерации в структуре министерств социальной защиты населения, здравоохранения и медицинской помощи, образования, культуры и т. п. К 1994 г. в России наряду с социальными службами для молодежи, создаваемыми по государственной линии, начали появляться и общественные социальные службы [3, 200-202]. Согласно Закону Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г. социальные службы в нашей стране создаются Министерством Украины по делам молодежи и спорта (ныне его преемником — Министерством Украины по делам семьи и молодежи) совместно с другими центральными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти и объединениями граждан. Социальные службы для молодежи, в какой бы стране они ни функционировали: «' а) предоставляют молодым людям информационную, правовую, психолого-педагогическую, медицинскую и другие формы социальной помощи; 6) реализуют необходимые мероприятия с целью предупреждения негативных явлений в молодежной среде (правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции и т. п.) и их преодоления; в) осуществляют социальную опеку отдельных категорий молодежи, в частности инвалидов, детей-сирот и т. п. В целом социальная работа в любой стране координируется многими государственными структурами. Так, в Украине в соответствии со своей компетенцией ею занимаются министерства по делам семьи и молодежи, труда, образования, культуры, охраны здоровья, социальной защиты населения, внутренних дел, государственные комитеты по физической культуре и спорту, туризму и другие ведомства. Деятельность социальных служб для молодежи в Украине организуется в соответствии с Типовым положением о таких службах, утвержденным специальным Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 августа 1993 г. № 648. В данном положении, в частности, значится, что социальные службы для молодежи объединяют центры, осуществляющие комплексное социальное обслуживание молодежи, и специализированные социальные учреждения: приюты для несовершеннолетних, агентства и бюро содействия занятости молодежи и т. п. Определены также особенности создания и функционирования центров, их функции, механизм работы. Особый интерес представляют следующие права социальных служб: • получать от учреждений, организаций, предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности имеющуюся информацию по вопросам социально-экономического положения молодежи, в том числе от государственной службы занятости о наличии свободных рабочих мест; • проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях социологические исследования по проблемам молодежи; • представлять интересы отдельных молодых людей (молодых семей) в их отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями; • предоставлять в установленном порядке разовую материальную помощь молодым людям, которые в ней нуждаются; • выступать учредителями или соучредителями хозрасчетных организаций, способствующих реализации задач социальных служб для молодежи; • предоставлять в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям по договорам платные услуги по информационно-методическому обеспечению их деятельности относительно социального обслуживания молодежи с перечислением полученных средств на счета центров. Перечень платных услуг, порядок их предоставления и расходования полученных денег устанавливается Министерством по делам молодежи и спорта (ныне — Министерство Украины по делам семьи и молодежи) [10, 65]. В структуре центров социальных служб для молодежи (ЦССМ) в Украине действуют Украинский республиканский (подчиняется Министерству по делам семьи и молодежи), республиканский (подчиняется правительству Автономной Республики Крым), областные, Киевский и Севастопольский городские центры. Все центры (областные, Киевский и Севастопольский городские) в вопросах оперативного управления находятся в ведении соответствующих госадминистраций, а по организационно-методическим вопросам подчинены Украинскому республиканскому центру социальных служб. Городские и районные центры подчиняются соответственно органам управления по делам молодежи государственных администраций, исполкомам местных Советов народных депутатов (по вопросам оперативного управления) и вышестоящим центрам социальных служб для молодежи (по организационно-методическим вопросам). Финансирование центров социальных служб для молодежи осуществляется из государственного, местных бюджетов, молодежных фондов, а также из других источников. Социальную работу с молодежью в школах, других учебных заведениях, по месту жительства, в творческих объединениях, центрах должны вести специально подготовленные социальные работники. "Социальный работник — это посредник в разных сферах социальной помощи семье, отдельным ее членам, группам людей, в том числе детям, молодежи, людям пожилого возраста, инвалидам и больным, а также во всех видах общей социальной поддержки населения" [6, 87]. Статус специалистов по социальной работе устанавливает Министерство труда Украины совместно с Министерством Украины по делам семьи и молодежи. Характерно, что на работу в системе социальных служб принимают работников, имеющих соответствующее образование и профессиональную подготовку. За ними сохраняются профессиональные льготы, установленные законодательством. Социальная работа с молодежью имеет четко определенную адресность. В данном случае принимаются во внимание такие факторы: а) возрастной показатель граждан, которым оказывается социальная помощь и поддержка (15—28 лет в соответствии с Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г.); б) основные сферы жизнедеятельности молодежи (учебные заведения, место работы, проживания, отдыха); в) наиболее актуальные и типичные социальные и психологические проблемы молодежи (например, правовая защита юношей и девушек, жизненное самоопределение, приобретение про- ^ фессий, трудоустройство, профилактика дивиантного поведения, сексуальные и психологические проблемы и т. п.); г) основные категории молодежи, на которые сориентирована социальная работа (учащиеся школ, училищ, служащие, рабочие, дети и молодежь из многодетных, неполных и неблагополучных семей, сироты, инвалиды и т. п. Таким образом, в дополнение к ранее сделанному определению можно добавить, что социальная работа с молодежью — это определенный комплекс правовых, организационных, материальных и кадровых условий, которые в совокупности создают для каждого молодого человека реальные возможности конкретной и необходимой помощи и оказывают ему содействие в основных сферах его жизнедеятельности. В современной социологической науке и практике обеспечения социализации молодежи обозначились несколько различных концептуальных подходов к формированию и деятельности социальных служб для молодежи: • деятельностный (московские ученые С. Алещенок, В. Луков), в соответствии с которым задача социальных служб — оказание прежде всего срочных социальных услуг молодежи; ^^^ • социальной работы (украинские ученые И. Лавриненко, Г. Хору-жий), предполагающий, что в системе социальной работы социальные службы являются организационно-функциональными структурами; • социально-политический (украинские политик А. Матвиенко и бизнесмен В. Барабаш), согласно которому социальные службы прежде всего являются средством реализации социальной политики государства; • социализационный (украинские социологи А. Годлевский, А. Яременко), в соответствии с которым смысл деятельности социальных служб состоит именно в осуществлении процесса социализации молодежи. Не отрицая правомерности первых трех утверждений, отметим, что, по сути, наиболее объемным и точным является четвертый концептуальный подход к определению сущности социальных служб, их предназначения. К тому же он фактически включает и три предыдущих. Рассматривая их в совокупности, Н. Салабай и Н. Лукашевич отстаивают адаптивно-социализационную концепцию создания и деятельности социальных служб. Сущность такой концепции в том, что социальные службы помогают молодым людям реализовать их адаптивные потребности, когда у них возникают сложности в преодолении новой для данного индивида жизненной проблемы [8, 124— 134]. Постепенно в ходе социализации в человеке формируется индивидуальный адаптивный механизм, позволяющий ему успешно осваивать все новые и новые жизненные ситуации. Центры социальных служб ведут разнообразную работу, которую в целом можно свести к нескольким сгруппированным функциям: 1) разработка и реализация совместно с органами государственного управления по делам семьи и молодежи различных программ социального обслуживания и социальной помощи подросткам и молодежи; 2) организация рекламно^информационной, консультативной помощи молодежи по вопросам учебы, профессиональной подготовки, трудоустройства, охраны здоровья, отдыха и оздоровления, а также непосредственно деятельности социальных служб; 3) политико-правовое консультирование молодежи по вопросам прав и обязанностей в обществе, своего жизненного устройства; 4) создание центров труда, центров молодежи, бюро добрых услуг, "телефонов доверия", молодежных бирж, агентств, проведение социально-психологического консультирования, различных тренингов, занятий с подростками, молодежью, молодыми семьями; 5) проведение различных исследований, опросов общественного мнения молодежи; 6) целенаправленная работа среди молодежи с отклонениями в поведении, страдающей наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, табакокурением; 7) организация различных акций, мероприятий профилактического, развлекательного, досугового и оздоровительного характера; 8) оказание разовой материальной помощи молодым людям, молодым семьям. Анализ основных направлений деятельности центров социальных служб для молодежи дает возможность сделать выводы относительно реальных потребностей молодежи в социальных услугах, установить их иерархию. По мере снижения потребности они выглядят следующим образом: • консультации специалистов центров социальных служб (психологов, юристов, наркологов, сексопатологов) — 81%; • помощь в устройстве на работу — 74%; • консультирование, патронаж и организация помощи инвалидам, сиротам, бывшим воинам-интернационалистам, другим категориям социально незащищенной молодежи — 55%; • организация и проведение массовых культурных мероприятий для молодежи (выставок, фестивалей, концертов, гуляний и т. п.) — 50%; • создание клубов по интересам, организация кружков, секций, дру- ' гих учреждений культуры и объединений по интересам — 48%; • создание клубов знакомств — 37%; • организация и проведение массовых спортивных мероприятий — 36%; • организация и проведение научных конференций, семинаров, "круглых столов" и др. — 27%; • совместная деятельность с молодежными организациями — 23%. Вполне объяснимо, что перечисленные услуги, их важность для молодежи обусловлены прежде всего актуальностью тех жизненных проблем, с которыми непосредственно и повседневно сталкиваются молодые люди. Практическая деятельность центров социальных служб для молодежи в Украине во многом связана с реализацией комплексных научных и прикладных программ, которые имеют как общенациональный, так и региональный (местный) характер. К общенациональным программам относятся Государственная программа борьбы с преступностью, Национальная программа противодействия злоупотреблению наркогенными веществами и их незаконному обороту на 1994—1997 гг., Программа занятости населения на 1997—2000 годы, Национальная программа профилактики СПИДа на 1997 г., Национальная программа "Дети Украины" и др. Региональные (областные, районные) программы крайне разнообразны и выделяют особенности молодежных проблем, нерешенных вопросов на местах. Так, в Автономной Республике Крым реализуются программы "Росток" (для несовершеннолетних подростков), "Подросток без наркотиков", "Профилактика отрицательных явлений в молодежной среде". Специальные программы в республике посвящены работе с допризывной молодежью, журналистами, молодыми учителями. В Винницкой области центры социальных служб для молодежи работают над реализацией программ "Предупреждение насилия", "Организация отдыха и профессиональная ориентация женской молодежи", "Молодежная биржа труда", "Рыцарский турнир". С 1997 г. в г. Виннице работает клуб "Гарт", в котором есть такие направления: культура общения, между нами, девушками, психосексуальное развитие личности, профилактика наркотизации, право и мы, валеология. Центры социальных служб Днепропетровской области реализуют такие программы: "Доверие молодежи — надежда государства" (информационная программа), социальная реабилитация несовершеннолетних и молодежи, которая освобождается из мест лишения свободы, социально-психологическая помощь женской молодежи с особенными проблемами, "Семейная академия" (работа с разными категориями семей), "Отзвук" (профилактика наркомании, СПИДа и венерических заболеваний), "Камертон" (социально-психологическая и медико-социальная помощь военнослужащим и их семьям) и др. Всего только для работы с семьями в области предназначены шестнадцать программ. Оригинальные программы осуществляют центры социальных служб Донецкой, Киевской, Одесской и других областей Украины, г. Киева. Особенно показательной в этом плане является деятельность Киевского городского центра социальных служб для молодежи, который ежегодно реализует около 80 специальных программ. Интересно работает "Общественная приемная Социальной службы для молодежи г. Киева". При поддержке представительства ООН в Украине, Национального комитета борьбы со СПИДом, Украинского центра профилактики и борьбы со СПИДом действует специальный центр взаимопомощи ВИЧ-инфицированным "Мы с вами". В результате совместной деятельности Социальной службы для молодежи Киевской городской администрации и Представительства ЮНИСЕФ в Украине реализуется проект "Поддержка деятельности Координационного Совета по профилактике кризисных явлений среди детей и молодежи в Киеве". Социальная служба для молодежи г. Киева накопила интересный опыт работы в самых разнообразных направлениях, в том числе в подготовке социальных работников, волонтеров и лидеров, активистов детских и молодежных организаций, молодых людей, склонных к социальной, педагогической, воспитательной работе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ» з дисципліни «Соціологія молоді»